Когнитивный тренинг, семинар
Термин "когнитивный" образован от латинского слова "cognitio" - "знание / познание".
Когнитивная психология представляет собой подход, в рамках которого предполагается, что основную роль в поведении человека играют именно знания (а не детские психотравмы, подсознательные комплексы, эмоции и т.п.).
Соответственно, предполагается, что в рамках тренинга когнитивного развития нужно корректировать различные представления учащихся. Поэтому подобные тренинги направлены на управление процессами переработки человеком информации и решения соответствующих проблем. Вот характерный пример из американского тренинга, направленного на работу с собственным восприятием:
Предложите группе поэкспериметировать и осознать смысл следующих высказываний, а также "…обратите
особое внимание, из-за чего возникает несогласие или раздражение.
- Зародыш - уже человек.
- Оплодотворенная яйцеклетка - уже человек.
- Семя священно
Семя драгоценно.
Если семя проливается напрасно, Боги приходят в гнев ("Монти Пайтон").
- Порнография - это убийство (Андреа Дворкин).
- Длина этого стола - четыре фута.
- Человеческий мозг - это компьютер.
- Когда я принял ЛСД, вся вселенная трансформировалась.
- Бетховен был параноиком, у Моцарта была маниакальная депрессия, а Вагнер был мегаломаном.
- Сегодня вторник.
- "Любовник Леди Чаттерлей" - сексистский роман.
- Мыши, крысы и кролики - грызуны.
- Пациент сопротивляется терапии.
- Грех и искупление - теологические фикции. Чувство греха и чувство искупления - реальные человеческие переживания (перефразировано из Людвига Витгенштейна)".
Р.А. Уилсон, Квантовая психология, М., "София", 2006 г., с.114.
См. также:
Примеры творческих задач, решаемых на Мастер-классе И.Л. Викентьева
Принцип доминанты Ухтомского
Ухтомский Алексей Алексеевич
Научно-методическая Конференция по креативности