Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

Подписчиков



Эталонный сайт по ТРИЗ

Окрытые методики рекламы и Public Relations

ПРОТИВОРЕЧИЕ - БЛАГО?!
ГЛАВА 7 из КНИГИ "ЛЕСТНИЦА ИДЕЙ"

© И.Л. Викентьев, Система "ТРИЗ-ШАНС", 1992 г.

     Предлагаем Вашему вниманию главe из книги для старшеклассников и студентов "Лестница идей". В этой главе рассказывается об одной из ТРИЗ-моделей принятия решения - выявлении и разрешении противоречий.



     За время неторопливой эволюции человека и человечества люди привыкли скорее настороженно, чем радостно относиться к возникающим проблемам...

     Исследования показали: в мозгу человека есть всего лишь несколько центров удовольствия и десятки центров тревоги. Почему так получилось? Дело в том, что в борьбе за выживание в масштабах поколений, победу издревле одерживали так называемые "тревожные" особи, то есть те, кто склонен настороженно относиться ко всему новому, необычному. Действительно, на ранних стадиях развития цивилизации "тревожность" была способом выживания - ведь человека повсюду подстерегали опасности. Но по прошествии многих веков "тревожность" превратилась в тормоз: новое, нестандартное зачастую встречалось большинством в штыки - не потому, что люди "враги прогресса", а вследствие внутренних, физиологических причин…

     Итак, людям внутренне неприятно сталкиваться с проблемами (читай - с нестандартными ситуациями), тем более - с противоречиями, так не лучше ли закрывать на них глаза? В начале третьего тысячелетия от рождества Христова положение изменилось: мы уже не в состоянии избегать нестандартных ситуаций - их необходимо разрешать. И оказалось, что различные задачи - от дипломатических до изобретательских, от педагогических до научных - имеет общий механизм решения... Какой именно?

НЕИЗБЕЖНАЯ ПРОТИВОСИЛА

     Однажды греческий посол Исмений прибыл ко двору персидского царя Артаксеркса I. Послу шепнули: "Поклонись повелителю всех персов до земли - иначе не заметит". Однако не в обычаях гордых греков кланяться чужим царям. Ситуация: кланяться не хочется и не поклониться нельзя (иначе переговоры не состоятся)... Приближаясь к трону, Исмений будто невзначай, выронил перстень. Естественно, он остановился, наклонился и поднял его...

     Отдав должное находчивости древнегреческого посла, постараемся сделать из ситуации более общий вывод, дающий плодоносные следствия.

     Творчество - всегда изменение. При реализации нашего "хочу" мы неизбежно изменяем соответствующую систему, в которой всегда возникает "реакция" (в приведенном случае - гнев царя) - как ответ на изменение системы. (Заметим, подобный принцип есть в естествознании и носит имя Ла Шателье.)

     Абзацем ниже мы убедимся: умело используя "реакцию" системы, можно эффективно решать задачи из различных областей деятельности. А в следующей главе мы узнаем, как сочетать наше изменение системы с ее "реакцией".

     В одном из изданий Германии было помещено объявление: "Запомните название "PILO", а рядом - фото пачки новых сигарет с четкой надписью "PAOLA". Читатели дали "реакцию" - звонили и писали в редакции о несоответствии надписи в тексте и фото. Редакция извинилась перед читателями и в ближайших номерах поместила то же фото, но надписи в сопроводительном тексте каждый раз менялись: "PRZO", "POLI" и т.д. Это вызвало новый поток обращений в редакцию... Ясно, что истинная цель автора рекламы была заставить читателей запомнить название нового товара, и нам кажется - ему это удалось.

     А вот пример из педагогики. Блестящий педагог Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939 гг) строил отношения в колонии для юных правонарушителей на... доверии. Так, в случае нарушения дисциплины А.С. Макаренко не делал замечаний старожилам колонии сразу же, а предлагал придти, например, в 21.18. Провинившийся мучился, в принятых терминах давал "реакцию" и пытался придти в 17.00, но Макаренко отказывал ему... Наконец, осознав свою вину, нарушитель заходил в кабинет заведующего колонией в назначенное время. Макаренко поднимал глаза и просто спрашивал: "Ты понял?" Воспитанник искренне отвечал: "Понял" - на этом инцидент был исчерпан...

ОБОСТРЕНИЕ ВМЕСТО КОМПРОМИССА

     При постройке бани между мудрецами города Глупова из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина возник спор: строгать доски пола или нет? Если острогать, говорили одни, будет скользко, а не острогать, говорили другие, можно ноги занозить. И решили вопрос по-глуповски: доски острогать, но стелить строганной стороной вниз...

     Да, это сатира, но и в обыденной жизни большинство из нас интуитивно склонны избегать конфликтов (противоречий), а если они случаются - смягчить или эмоционально пережить их. О чем это свидетельствует? О том, что противоречия - неизбежное зло, или о том, что мы просто не умеем разрешать их позитивно?

     ...Рассказывают, что великий итальянский актер Томмазо Сальвини в пьесе "Отелло" в сцене удушения Дездемоны вызывал ужас у всех присутствующих, даже у коллег-актеров. Они пугались - он "ушел в роль" и действительно задушит актрису! Актер узнал об этом.

     Сформулируем противоречие: с одной стороны, Т. Сальвини должен "душить" Дездемону, с другой, - не нервировать актеров труппы...

     Обыденная логика подсказывает два варианта: или "душить" спокойно, нежно (но так поступить нельзя - зрители не поверят игре артиста), или "душить" яростно (так тоже нельзя). Примечательна схема такого решения: ИЛИ - ИЛИ.

     Постараемся реализовать вариант И - И - и "душить", и "не душить". Возможно ли это? Да, если разрешить противоречие во времени.

     Говоря проще, в один момент времени актер душит Дездемону, а в другой - не душит.

     На одном из представлений Сальвини, продолжая яростно "душить" Дездемону, на долю секунды оторвался от пьесы и весело подмигнул стоящим в кулисах бледным от потрясения актерам...

      (Действительно, сложные, необычные ситуации легче описывать через… парадокс, через противоречие. Попытки свести эту сложность к одному из полюсов (крайностей) противоречия, как правило, не приводят к решению. Недаром, классик заметил: "гений - парадоксов друг"…)

     А вот ПРИМЕР из технической области. В нашей стране работают так называемые мастера-микроминиатюристы - им ничего не стоит провести верблюда и даже целый караван через игольное ушко. Ведь все животные, погонщики, поклажа выполнены из куска... волоса! В работе такого мастера множество сложностей, одна из них - собственное сердце. Каждый удар сердца отдается на кончике инструмента и способен разрушить многодневный труд, сконцентрированный в объеме доли миллиметра... Как быть?

     Опять противоречие: мастер должен обрабатывать микрозаготовку, но он не может, ибо это сопряжено с вредным действием - ударами сердца. Практически все мироминиатюристы научились обрабатывать заготовку… в паузах между ударами своего сердца...

     ПРИМЕР для любителей спорта. Те, кто хоть немного занимался бодибилдингом, знают: бицепс - двуглавая мышца плеча - наиболее слаба, когда рука распрямлена, и развивает максимальную силу в средней фазе движения, когда рука полусогнута в локте. В результате если спортсмен берет большую штангу, то он рискует не вытянуть ее из начального - "слабого" - положения; если же взять штангу поменьше, то в средней фазе масса оказывается недостаточной, и бицепс не нагружается.

     Противоречие: нагрузка должна быть небольшой и должна быть большой.

     Решение: был сконструирован специальный тренажер, в котором трос, крепящийся к грузу, перекинут через блок не круглой, а яйцеобразной формы. В процессе движения блок поворачивается так, что меняется плечо силы и нагрузка на бицепс спортсмена, тянущего за рычаг тренажера, плавно увеличивается. То есть, в один момент нагрузка максимальна, в другой - минимальна.

     Заметим: мы намеренно взяли задачи из абсолютно разных областей деятельности, но они успешно решаются одним приемом - разрешением скрытого в них противоречия во времени. Надо сказать, каждый Читатель не раз встречался с примерами подобного типа, возможно, не осознавая их общности. Вспомним светофор, попеременно разрешающий движение транспорта на перекрестке, частотное разделение каналов радио- и телестанций, чередование труда и отдыха и т.п.

     Обратимся к новому примеру.

     Александрийский маяк на египетском берегу Средиземного моря - одно из семи чудес света древнего мира. Историки до сих пор спорят, какова была его высота - 56, 100 или 550 метров? Но каждому ясно: такой маяк, сооруженный без машин, - памятник человеческой мечте и делу.

     В n-ном году, когда возведение маяка шло к завершению, император вызвал к себе главного строителя.
     - Ты высечешь на маяке мое имя, - повелел он.
     Что же делать мастеру, вложившему в строительство годы жизни, все свои знания? Не повиноваться капризу императора, и пальцем не притронувшегося к маяку? Нельзя. Казнят. Увековечить его имя в веках? Несправедливо. Строитель подумал и... высек свое имя на камнях маяка. Потом покрыл надпись слоем известки, а уже по нему начертал имя императора. Он знал: известь осыплется лет через 20, ну через 30. Но что такое даже 30 лет по сравнению с чудом света?

     И для потомков откроется надпись: "Для богов и во имя спасения моряков построил Состратос из Книда, сын Дексифона". Так звали строителя. Да, есть задачи, где следует выполнить не одно, а непременно оба требования. Например, поклониться и не поклониться, душить и не душить, дышать и не дышать, писать и не писать. И оказывается, те действия, что нельзя выполнить в один момент времени, можно выполнить в два разных момента. Или, более научно:

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ВО ВРЕМЕНИ -
В ИНТЕРВАЛ ВРЕМЕНИ t1 СИСТЕМА ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВОМ "А",
А В ИНТЕРВАЛ ВРЕМЕНИ t2 - СВОЙСТВОМ "неА".


Разрешение противоречия во времени

Рис.1.


     ЗАДАЧА 26
     Вот отрывок из книги по истории авиации. "В 1915 г. в руки немцев попал французский самолет-истребитель. При осмотре машины выяснился секрет успехов французов в боях с немецкими самолетами. Пулемет у французов стрелял через собственный винт, а на лопастях винта были приклепаны стальные пластинки, они отражали пули, если те попадали в лопасти. Немцы скопировали новинку, но в отличие от мягких французских пуль немецкие пули разносили собственные же (!) винты в щепки".

     Противоречие: пулемет должен стрелять через винт и не должен. Как разрешить данное противоречие во времени?

     ЗАДАЧА 27
     Несколько лет назад в одном журнале разгорелся спор: поворачивает ли подсолнух свой цветок за солнцем или нет? Одни ученые утверждали: "Да, поворачивает!" И приводили свои наблюдения и фотографии. Другие же утверждали обратное. И тоже приводили факты. В чем ошибка и как можно разрешить научный спор?


     КОНТАКТ с АВТОРОМ:
     И.Л. Викентьев
     тел./факс: (812) 571-27-27, 970-27-27
     e-mail: info@triz-chance.ru




     Примечания:

     - продолжение материала смотрите здесь;

     - c рядом материалов по разрешению противоречий, написанных первым разработчком ТРИЗ Г.С. Альтшуллером, можно ознакомиться в электронной книге: "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы" (распространяется бесплатно);

юbsp;     - более подробно о технике разрешения противоречий (в том числе и способами, не указанными выше) рассказано в Главе 13 и Практическом приложении 11, опубликованных в книге-методике: Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение 8-е издание, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2007 г., 406 c.

Вернуться к списку статей


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2003.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи