Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

более 5000 Подписчиков
        Подписчиков








Rambler's Top100


Детская болезнь "харизмы" в бизнесе


Сегодня на тему "лидерство в бизнесе" пишутся диссертации, проводится множество семинаров, тренингов... Однако я думаю, что это скорее мода, чем серьёзное научно-методическое направление.

Да, эффекты, связанные с "лидерством" существуют, но их значение сильно преувеличено.

(С) Викентьев И.Л., 2008 г.


Дорога к неврозу

Хорошо зная изнутри касту бизнес-тренеров и консультантов, я могу сказать, что очень часто они просто прочитали Макса Вебера в упрощенном изложении и "сдуру" в это поверили. Вебер действительно описал харизматический тип, но только как один из типов лидера.

Харизматик по определенным причинам (это может быть либо некоторый невротизм, который компенсируется гиперактивностью, либо гормональная сдвижка) привык постоянно бороться. Харизматичные лидеры - это люди прорыва. На харизме многое строилось в былые времена, на "старте" бизнеса... Но если бизнес "вышел на рабочий режим", существует стабильно, харизматики начинают его "разлагать". Бывают ситуации, когда с ними просто приходится расставаться, потому что нужен не прорыв, а равномерное движение. Для эффективной работы должна быть прописана политика компании, которой все придерживаются, а революции или катаклизмы здесь не нужны. Как сказал американский нефтяной магнат Пол Гетти: "Работать в крупной компании - всё равно что ехать поездом. То ли это Вы делаете 60 миль в час, то ли Вы просто сидите, а поезд делает 60 миль в час..."

Возьмем для примера типографский бизнес с налаженной технологией. Типография печатает газеты. Печатные машины работают ночью. Эта работа должны выполняться спокойно и стабильно каждые сутки. Потому что если к утру тираж не поступил в "ларьки" - то он уже никому не нужен: Сотрудники должны технологично выполнять свои обязанности, и никакие лидеры прорыва в этих условиях не нужны! Они просто могут "разнести" эту типографию на части.

Руководитель, у которого в подчинении находится хотя бы несколько человек, должен уметь "исполнять" несколько ролей, но необязательно харизматичных. В ряде компаний, особенно западного типа, есть жёсткая технология, выполнение которой жестко контролируется - в них прекрасно понимают, что сотрудник должен быть ординарным. В западных компаниях даже русские женщины приобретают мужские качества.

Английская система образования в последние несколько веков была "заточена" на производство и воспроизводство чиновников, которые должны были ехать, скажем, в Индию, и делать из местных жителей тех же чиновников, полицию, учителей. Поэтому в английском образовании развита система испытаний, поощряются командные виды спорта: гребля, футбол, регби. В 50-х годах XX века англичане провели массу исследований, в результате которых пришли к выводу, что лидер существует не навсегда, а в конкретной ситуации, и что путь харизматиков - хронически пытающихся быть лидерами - ведет прямо к неврозу.

Приведу пример. Великий физик Лев Ландау был весьма харизматичным человеком. Он попал в автоаварию и два года тяжело болел: После этого большинство учеников, коллег-физиков стали его избегать. Почему? Думаю, Ландау был очень сильной личностью, абсолютным лидером среди физиков-теоретиков, но когда такой человек постоянно "нависает" над головой, людям откровенно неудобно - ведь он представляет собой очень высокий образец, сравнение с которым вызывает негативные эмоции у большинства рядовых людей...

Модная "голливудчина"

На мой взгляд, причина большинства современных разговоров о лидерстве - это неумелый поиск руководителями простого средства решения сложных проблем...

Руководителю скучно заниматься ежедневной рутинной работой, и хочется купить "одну таблетку от всех болезней". По-человечески это очень понятно.

А многие западные и отечественные бизнес-тренеры убеждают руководителя, что всё дело в в эмоциональном интеллекте, в харизме: если руководитель будет более харизматичен, то предприятие будет лучше работать. Звучит заманчиво...

Тренер может предложить руководителю два варианта: либо тренинг лидерства, коучинг лично для него, либо тяжёлая и неблагодарная двухнедельная работа с бездуховным персоналом компании, аудитом и выявлением воспроизводящихся ошибок, постановкой бизнес-процессов... А ошибки - и те, кто их совершил - конечно, найдутся. Это неприятно, это трудно, поэтому часто выбирается первый, "облегчённый" вариант.

Для того, чтобы предприятие лучше работало, можно просто ежедневно работать на своем рабочем месте чуть лучше среднерыночного уровня... К подобному выводу руководители приходят зачастую только после того, как сделают все возможные глупости. В том числе "погонявшись за харизмой". Приходит понимание, что часто надо просто профессионально заниматься рутиной, а не формировать в себе образ Чапаева с шашкой. Мне кажется, популярность темы харизмы - это временная болезнь. Источниками ее питания являются, прежде всего, кино и телевидение, где выгодно искусственно драматизировать ситуации, обострять конфликты, ведь такой продукт легче продать. Но вся эта "голливудчина" почти не имеет отношения к реальности. Едва ли Вы сможете вспомнить популярный фильм, в котором главный герой рутинно и качественно выполняет ежедневные обязанности...

В принципе, любого человека, обладающего хотя бы средней энергетикой, с помощью определенных технических навыков и упражнений можно настроить, научить быть в нужный момент обаятельным, харизматичным. Когда "постановка харизмы" имеет смысл? Только в определенных случаях, но она обязательно должна быть управляемой. Допустим, человеку предстоит выступить перед инвесторами. Он выходит в полный зал, где ему нужно привлечь внимание аудитории, обаять ее на фоне других выступающих, не "стушеваться", не испугаться заковыристых вопросов. В этом случае достаточно помочь человеку подготовиться к выступлению, дать ему конкретные приемы, техники. Но зачем же "лепить" из него харизматика? Это закончится "износом" личности...

Место первой публикации: журнал "National Business", 2008 г., N 6, с. 42-43.


Статьи и методики


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2007.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи