Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка


Эталонный сайт по ТРИЗ

Окрытые методики рекламы и Public Relations



Cамый читаемый материал на сайте:
Исследование гениальности и талантливости

Использование метафор

Фрагмент из системы Help компьютерной программы HeadLiner/Заголовщик



     В литературоведении традиционно под метафорой понимают выражение, применяемое в переносном значении и основанное на неком подобии, сходстве сопоставляемых Предметов описания и их отношений. Например: "Ледяные руки", вместо "Холодные руки"; "Слишком много кухарок испортят варево", вместо "Не мешайте друг другу!" и т.п.

     Метафоры применяют в педагогике, психологии, психотерапии, public relations, поскольку, будучи правильно составленными, они мягко, не "в лоб", пробуждают заданные Автором мысли, чувства и настроения... Ведь недаром, по одной из гипотез, греческое слово "метафора" происходит от слова "амфора" - сосуд для перенесения чего-то.

     Как отмечают историки, религиозные деятели учили притчами, достаточно мощными, чтобы прожить тысячелетия. Такие персонажи этих историй, как Блудный Сын, Голиаф, Иуда и Хам стали частью нашего повседневного словаря.

     С помощью массово раскручиваемых посредством СМИ метафор шел демонтаж СССР (подробнее см.: Кара-Мурза С.Г., Манипуляция сознанием, М., "Алгоритм", 2000 г., с. 118):
  • "так жить нельзя"!
  • "казарменный социализм";
  • "наш общий европейский дом" и "столбовая дорога цивилизации";
  • "архитекторы/прорабы перестройки";
  • "нельзя быть немножко беременной" (о необходимости полного разрушения плановой системы хозяйства);
  • "пропасть не перепрыгнуть в два прыжка" (о радикальном переходе к капитализму);
  • "коней на переправе не меняют";
  • "иного не дано" и "альтернативы нет" (М. С. Горбачеву, перестройке, приватизации, курсу реформ, Б.Н. Ельцину и т.п.)
     При получении метафор в программе HeadLiner/Заголовщик рекомендуется выбирать такие задачи:
  • Осознание стереотипов, коррекция мнения Клиента/Читателя
  • Контрреклама
  • Не вызывать нежелательных ассоциаций у Клиента/Читателя
     Кроме этого, при создании новых метафор могут помочь различные модификации общеизвестных выражений из раздела "Фразы" программы HeadLiner/Заголовщик.


Примеры метафор

Понятие Соответствующая метафора
Авторитарность Похожа на роль кукловода в театре кукол. (Он главный и никому не подчиняется, ни перед кем не несет ответственности).
Адаптация Похожа на растворение капли в океане. (Приспособление организма).
Адекватное поведение Похоже на горошину среди горошин.
Внимание Похоже на луч фонарика. (Направленное, сосредоточение активности).
Восприятие человека человеком Похоже на отражение двух зеркал друг в друге. (У каждого своя Я-концепция).
Доминанта по А.А. Ухтомскому Похожа на клумбу, где среди мелких цветов растет один очень большой. (Преобладающий очаг возбуждения в коре головного мозга).
Интроверт Похож на улитку в своем домике. (Тип человека, не склонного демонстрировать другим содержание своего внутреннего мира).
Клиент психолога Похож на треснувшее яйцо, из которого собирается выйти цыпленок. (Человек, который сознает необходимость своего изменения).
Социализация подростка Похожа на вкладывание одной матрешки в другую. (Освоение социальных норм, организующих активность).
Ядро личности Похоже на кочерыжку в капусте. (Устойчивые качества, определяемые типом).


     Приведенные метафоры ранее опубликованы: Абрамова Г. С., Психология в метафорах и образах, Вологда, б. г., с. 7-30.


     И, напоследок, еще один пример:

     "Встреча с Карлом Марксом" - утверждается, что это выражение употреблял вдохновитель китайских экономических реформ Дэн Сяопин, имея в виду смерть коммуниста...


Загрузить бесплатную демо-версию программы HeadLiner/Заголовщик

Обзорная статья о программах-консультантах производства "ТРИЗ-ШАНС"

Викентьев И.Л., Книги-бестселлеры


Вернуться к списку статей


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2003.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи