Решение научных / исследовательских задач
С XIX века к классическим приёмам решения научных и исследовательских задач относятся:
"
Сравнение представляет собой типичную процедуру сопоставления групп параметров или фрагментов (которые также представляются некоторыми параметрами) по каким-то заданным критериям. Результатом сравнения может стать выявление тождества, степени различия, что, в свою очередь, дает возможность делать выводы об аналогии, степени сходства, проводить процесс классификации (отнесения объектов к одному или разным из имеющихся в памяти классов, создание нового класса путем объединения объектов в один класс и т.д.).
Анализ - расчленение объекта на составные части, определение характеристик этих частей, их иерархии и взаимоотношений. Результаты анализа могут быть представлены в виде, удобном для сравнения, и других процедур мышления.
Синтез - процедура, обратная анализу, связанная с объединением частей, установлением их соотношений, то есть построением некоего целого, несводимого к простому перечислению исходных частей.
Абстрагирование - выделение каких-либо характеристик или параметров объекта. Этот тип процедур часто в большей степени, чем анализ и синтез, может приводить к ошибочным результатам за счет некорректности процессов выделения либо последующих оценок важности данных параметров.
Обобщение - объединение ряда объектов в одну группу, класс на основе абстрагирования, анализа, сравнения и неразличения значений каких-либо характеристик этих объектов.
Конкретизация - процедура, связанная с фиксацией ряда параметров обобщенного описания, что приводит к порождению дочерних описаний той или иной степени уникальности. Например, описание треугольника с точностью до масштаба и положения в поле зрения или создание текста с точностью фотокопии".
Кроль В. М., Психология и педагогика, М., "Высшая школа", 2006 г., с. 121-122.
Можно высказать гипотезу, что ряд приемов решения научных задач возможен с помощью различных
стратегий креатива.
Научное открытие как решение задач и «слабые» методы
Методология решения научных задач