Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка
более 5000 Подписчиков
        Подписчиков






Семинар по развитию нестандартного / творческого мышления

Online-лекции И.Л. Викентьева
о нестандартном мышлении

Часто подобные семинары практикуются психологами и психотерапевтами для "снятия психологических барьеров" учащихся.

Такой подход довольно ограничен, поскольку известны и уже успешно применяются различные инструменты для решения некоторых классов творческих задач - см. подробнее:

Соколов Г.Б., Системы поддержки принятия решений

Приведем характерный пример упомянутого в начале подхода:

"Семинары по обучению творческому мышлению делятся на два типа: информационный и семинар-активизация. В случае с информационным семинаром, в каждой группе рано или поздно наступает момент, когда участникам хочется сказать: хватит, теории нам достаточно; мы знаем, что надо делать, чтобы развить свои творческие способности, но сами мы этого сделать не можем; нужно, чтобы кто-то взял нас за руку и повел дальше. Семинар-активизация обычно проводится среди добровольцев из группы, прошедшей первый вид семинара. Во время занятий ведущий должен суметь воодушевить участников на преодоление своих коллективных и личных страхов, чтобы они могли сделать первый, крайне важный шаг. Как и в психотерапии, к которой люди обращаются, потому что хотят измениться, но потом большую часть времени сопротивляются тому, ради чего пришли, так и на семинарах-активизациях многие участники большую часть времени сопротивляются тому, что происходит. Некоторые члены группы готовы и горят желанием пройти первый этап. Этих людей легко заставить пройти (не останавливаясь) и второй этап, потому что они заранее мысленно отрепетировали все, что должно произойти на семинаре (люди всегда мысленно репетируют свои выступления на спортивных состязаниях, свои интервью, даже свидания и т. д.). Смирившись с тем, что им придется пройти первый этап, они в тайне надеются пойти дальше, хотя до конца в это не верят. Этих людей можно заставить (опять же без остановки) пройти и третий этап активизации. После того как их вынуждают смириться с необходимостью действовать, их сопротивление (схожее с сопротивлением покупателя продавцу) мгновенно ослабевает. И заставить их двигаться дальше так же легко, как легко уговорить покупателя, согласившегося купить некий предмет одежды, затем второй (такой же, но другого цвета) или купить к нему дополнительные аксессуары. [...] Единственный способ развить творческие способности человека - это заставить его воспринимать мир другими глазами, с различных точек зрения, а для того чтобы этого добиться, необходимо заставить его увеличить степень своей личной свободы. Реально ли это сделать в обстановке короткого семинара? Удивительно, но это возможно. Обычно на семинаре собираются люди, которые не знают друг друга, но, тем не менее, формат интенсивного часового семинара имеет определенные преимущества перед форматом университетского учебного семестра. Если с творчества удалить налет таинственности и объяснить его суть простым языком - так, чтобы люди смогли понять, - и при этом семинар будет вести человек, которому группа доверяет и с которым чувствует эмоциональную связь, - задача будет достигнута".

Артур Гогац, Бизнес + креатив: преодолеть невидимые барьеры, Минск, "Гревцов Паблишер", 2007 г., с. 166-168.

См. также:

Примеры творческих задач, решаемых на Мастер-классе И.Л. Викентьева

Опыт подготовки исследователей

Научно-методическая Конференция по креативности


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2007.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи