Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

Подписчиков



Эталонный сайт по ТРИЗ

Окрытые методики рекламы и Public Relations

ХОРОШИЙ ТЕКСТ - ФАКТОР КОНКУРЕНЦИИ

О компьютерной программе "Приемы журналистики и public relations"

     Весной 97 года пресс-агентства и телевизионные обозреватели разнесли весть: Гарри Каспаров проиграл машине - шахматному компьютеру Deep Blue. Дальнейшие комментарии, как правило, шли по пути: "как это произошло?" и "отыграется Гарри - не отыграется"? Нам кажется, существует и иная точка зрения на это событие, имеющая отношение не только к Гарри, но и к каждому читателю: на Земном шаре осталось ...всего несколько людей-гроссмейстеров, способных еще противостоять шахматному компьютеру. Остальные играют слабее.

     На III-ей межрегиональной конференции "РЕКЛАМА +", собравшей в Санкт-Петербурге в июне-97 более 70 участников из 20 городов бывшего СССР, была впервые протестирована компьютерная программа "Приемы журналистики и public relations". В сегодняшнем интервью на наши вопросы об этой программе ответил руководитель группы разработчиков Игорь Леонардович Викентьев.

Корр.: Давайте, начнем с традиционного вопроса: расскажите, как создавалась программа?

     С 1991 г. мы анализировали русскоязычные тексты журналистов, педагогов, психологов и политических деятелей. (К сегодняшнему дню проработано в буквальном смысле полторы тонны книг, журналов и газет.) Мы задались целью решить следующую проблему: несмотря на то, что основные риторические приемы известны уже минимум 20 веков, до сих пор зачастую не ясно, КАКОЙ прием, ГДЕ и ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ нужно применять? В результате авторы, зная, казалось бы, многие приемы (метафора, гипербола, литота и т.п.), ...не применяют их. При этом страдают и авторы, и читатели.
     Замеры показывают: известные Личности, выдающиеся деятели редко используют более 10-15 % из всех известных риторических приемов. Если переходить на язык живописи, это означает, что используется лишь малая часть палитры. Радугу пытаются рисовать всего одним цветом. Эти 10% характерны и для мемуарной литературы. Почему столь важен анализ именно такой литературы? Мемуары пишут и - главное - издают люди известные, состоявшиеся. Они заслужили себе право "трех НЕ":

  • не очень ограничиваться размером материала;

  • не очень "попадать в стиль издания";

  • и даже не очень прислушиваться к редактору.

     Тем не менее "эффект 10% ограничения" характерен и для них. Похоже, что еще точнее формулировка "эффект 10% САМОограничения".
     Так, в воспоминаниях оперной певицы Г.П. Вишневской очень сильны именно концовки глав - видно, что хозяйка воспоминаний привыкла сама ставить точки над i и последнее слово всегда принадлежит ей. Другие же разделы ее текстов - начало, середина - заметно слабее. Отвлекаясь от решаемых политических задач, признаем: сильна "отстройка от конкурентов" в статьях В.И. Ленина; шикарны повторы в текстах В.В. Жириновского; очень интересны именно вставные предложения в телекомментариях А.Г. Невзорова. Широк спектр приемов, которыми пользуется в своих воспоминаниях Ю.М. Лужков. Кто-то может сказать: "Так ему, небось, помогают писать?..". Но это утверждение не объясняет разнообразия приемов в текстах Лужкова. Скорее, верно другое: мэру столицы приходится иметь дело с таким количеством людей ежедневно, что поневоле станешь полистилистичен...
     Учитывая, что не всем пишущим людям для расширения своей "риторической палитры" возможно предоставить круг общения Юрия Михайловича Лужкова, мы сочли целесообразным собрать, классифицировать и дать уважаемому Пользователю риторические приемы с указанием: КАКОЙ прием, ГДЕ и при КАКИХ УСЛОВИЯХ нужно применять... Для этого нам пришлось создать свою многомерную классификацию, включающую порядка сотни приемов журналистики, а также ряд приемов, характерных для области public relations. К сожалению, изложить их в книге - значит обречь читателя на постоянное перелистывание страниц в поисках отсылок. Поэтому мы решили сразу делать компьютерную программу, автоматизирующую рутину постановки задачи и облегчающую ее решение, снабженную развернутой системой help и большой базой примеров.

Корр.: Для кого предназначена программа?

     Естественно, для людей пишущих: редакторов, журналистов, PR-профи, копирайтеров, членов предвыборных штабов, референтов, пресс-секретарей, имиджмейкеров, рекламистов, разработчиков www-сайтов, сценаристов, преподавателей различных курсов, выпускающих свои методички. Значительная часть заказчиков - это рекламные отделы при фирмах. Там работает очень много специалистов, не имеющих базового образования в области журналистики, но зато прекрасно знающих свои товары и услуги. Такому человеку зачастую проще написать "рыбу" самому, чем долго разъяснять детали бизнеса приглашенному журналисту. Программа может помочь и при подготовке устных выступлений, а также аудио- и видеороликов.
     Причем мы позиционируем "Приемы..." таким образом: хочешь узнать, как решались до тебя подобные текстовые задачи? Пожалуйста! Получи подборку крепких решений - от 1 до 250 штук, причем всего за несколько минут. Никаких возгласов: "О, я не гений!", никаких сигарет, ночных бдений, беготни по помещению и бросаний разорванных бумаг в корзину...

     Да, выданные решения-аналоги могут помочь сделать свое решение на "четыре балла". (Мы даже согласимся на ремесленные "четыре балла с минусом"). Хочешь сделать непременно на "пять с плюсом"? Получить Нобелевскую премию? Смело пиши! Сам. Сможешь стабильно превосходить уровень рекомендаций программы - значит, скорее всего, рождается новый Мастер, чему мы конечно рады. Трудно, много текущей работы? Ну что ж, посоветуйся с программой: патентованной гениальности не обещаем, а возможного советчика - да.

Корр.: Что программа делает и - самое главное - чего не делает?

     Программа - заявляю со всей ответственностью - "не вместо Автора, а для Автора". Поскольку она не может:

  • съездить "на объект" и "собрать там всю фактуру";

  • составить план материала (точнее - пока не может);

  • и уж конечно НЕ МОЖЕТ сама - без участия Автора! - создать осмысленный текст (хотя с такими просьбами к нам постоянно обращаются).

     Что же реально может программа? Помочь Автору лучше выразить свои мысли (наличие коих у Автора обязательно). Это раз.
     Программа вполне способна подсказать новый, нетрадиционный для данного Автора "ход" в подаче материала или в направлении поиска той же "фактуры". В определенном смысле можно сказать, что программа - это "умный" справочник по риторическим приемам. Это два. И тут, если смотреть не с научной, а с рыночной точки зрения, важно вот что: количество изданий(пусть и с небольшими тиражами) постоянно растет, а количество "хороших перьев", похоже - величина постоянная, даже для таких мегаполисов, как Санкт-Петербург или Москва. На каком-то витке развития бизнеса умение интересно подать материал становится фактором конкуренции. И здесь мгновенно заканчиваются разговоры о неком противопоставлении "естественного интеллекта" (человека) и "искусственного интеллекта" программы. Становится выгодным союз интеллектов.
     Похоже, что при определенном навыке обращения с программой с ее помощью можно дотягивать уже существующие тексты. Для этого нужно просто еще раз поставить задачу и прорешать ее заново. Это три...
     Программа может помочь уточнить "тему" материала, придумать тематические вопросы для интервью. Это четыре.
     Наверное, будет и "пять" и "шесть" - но... в следующих версиях программы.

Корр.: Подозреваю, что в среде людей начитанных здесь неизбежны ассоциации с "Торжественным комплектом" незабвенного Остапа Бендера из "Золотого теленка"?..

     Давайте процитируем часть этого произведения: передовую статью "Девятый вал" - это не только разрядит серьезный разговор, но и поможет нам понять суть программы.

     "Восточная Магистраль - это железный конь, который, взметая стальным скоком пески прошлого, вершит поступь истории, выявляя очередной зубовный скрежет клевещущего врага, на которого уже взметается девятый вал, грозящий двенадцатым часом, последним часом для прислужников империалистического Молоха, этого капиталистического Ваала, но, невзирая на ошибки, пусть рдеют, а равно и взвиваются стяги у маяка индустриализации, пылающего под клики трудящихся, коими под пение сердец выявляется заря новой жизни: вперед!"

     Напомним: Остап продал горе-журналисту Ухудшанскому, пробавлявшемуся до тех пор отчетами о заседаниях, словарь существительных, прилагательных, глаголов, "художеств. эпитетов" и прочих частей речи. Образчик творчества приведен выше.
     Чем поможет Пользователю наша программа? Даст, подобно великому комбинатору, "словарь существительных, прилагательных, глаголов, "художеств. эпитетов"? Нет.

     Рассмотрим фрагмент решения некоторой задачи, всего одну рекомендацию. Допустим, перед Автором стоит ЗАДАЧА: написать анонс (не путать с аннотацией!) или начало текста, посвященного некому человеку. При этом исходное отношение Читателей к этому человеку - скорее всего спокойно-безразличное, но в то же время уже в первом абзаце надо как-то "удивить" Читателей. Естественно, врать нельзя... Время на решение: 5 - 7 минут. Как быть?
     С помощью входного диалога, с которым можно ознакомиться в демо-версии, ставится задача:

 

Автор создает:

Анонс и/или Начало текста

Наш Предмет описания :

 

именно Герой (т.е. человек, а не, например, Услуга и/или Товар);

Решаемая задача :

 

Добиться "эффекта новизны" в восприятии Читателей

Исходное отношения Читателей к Герою:

спокойно-безразличное

 
     На Рис. 1 показан этап работы с программой "Назначение критериев":

Рис. 1

     Программа готова предложить Автору для решения его задачи 9 Средних аналогий и 68 иллюстрирующих Примеров. Автор решил в данной задаче дополнительные критерии не назначать.
     На последующих 4-х картинках Рис.2 - Рис.5 приведена часть (!) рекомендаций в виде высоких аналогий, средних аналогий и Примеров.

Рис. 2

     Использовано горизонтальное расположение окон. В верхнем левом углу - общее направление решения (высокая аналогия); в правом верхнем углу - конкретные рекомендации(средние аналогии); в нижней части экрана - Примеры (решающие ту же задачу, но при другой "фактуре").

Рис. 3

     Через панель инструментов Автор обратился к Микроструктуре - раскладке данного Приема на уровне фраз и абзацев.

Рис. 4

     Автор обратился к меню, нажав правую клавишу мыши. На Рис.5 будет представлено вертикальное расположение окон.

Рис. 5

     Теперь Автор может либо по аналогии с этими рекомендациями и Примерами начать создавать свой текст, записывая его в окно редактора MS WORD (в верхнем правом углу), либо перейти к другим Приемам.
     Надо добавить, что мы привели только ОДНУ рекомендацию, а в данном случае Пользователь должен был получить их 9, причем каждая рекомендация проиллюстрирована 5-10 примерами. Более того, настройки программы (см. Рис. 1) позволяют в зависимости от типа издания и личного мастерства Автора получать разные рекомендации.
     Много ли найдется профессионалов, способных сходу перечислить:

  • 12 способов получения "Отстройки от Конкурента";

  • 60 способов создания анонса или начала текста;

  • 20 способов создания окончания текста, которое захочется перечитать и пересказать?

     А программа это может. Более того, Пользователь может... Впрочем, Вам лучше самим ознакомиться хотя бы с демо-версией программы.  

Корр: Чтобы читатель мог лучше представить себе эту программу, не могли бы вы привести примеры ее аналогов в области программного обеспечения?

     Не самый близкий, но наиболее известный аналог - программы-переводчики. Вы включаете программу-переводчик, загружаете текст, по мере сил и словарного запаса она переводит и - в сложных случаях - дает Вам несколько вариантов возможного перевода текста... Какой из них выбрать - решает Пользователь. Стандартный довод против таких программ: качество машинного перевода не сравнить с переводом, сделанным, напимер, Н.И. Демуровой (читатели наверняка знают в ее переводе "Алису в стране чудес") Согласен, машинные переводчики работают слабее Демуровой. Но у всех ли есть финансовые возможности привлечь Н.И. Демурову, причем в любом городе и в любой момент рабочего дня?
     Программы-переводчики и дешевле услуг высокопрофессионального переводчика и работать могут днем и ночью, не взирая на усталость своей машинной памяти.
     Аналогично первая версия "Приемы журналистики и public relations" может подсказать палитру риторических приемов, выдать - в зависимости от настроек - от 1 до 250 примеров, но конечный выбор - за Автором.
     В отличие от "Торжественного комплекта" Остапа Бендера, программа дает не ограниченный набор слов, а несколько "эскизов" решаемой Автором задачи. Эти "эскизы" не случайны, а проверены на приличной статистике. Получив "эскиз" (костяк, "рыбу", модель) - Автор может наполнить его своими знаниями, эмоциями, словами и образами. А даст Бог, сможет и превзойти - но превзойти, стоя "на плечах гигантов". Для выхода на "эскиз решения" доброжелательному Автору нужно всего 5-7 минут (проверено экспериментально).  

Корр.: В какой среде работает программа?

     Windows 95 и выше (98, 2000, XP и т.п.).
     Возможны три режима работы. Скажем, работает Автор в уже ставшем ему родным "WORD'e", и возникает задача: как лучше выразить мысль или эмоцию, получить "диалогичность текста" или "кредит доверия у Читателя", придумать анонс или начало, захватить с первых строк внимание Читателя. Тогда Автор нажатием соответствующей кнопки на панели инструментов переключается в "Приемы журналистики", работает там, получает решение и возвращается обратно в "WORD".
     Другой режим: Пользователь изначально пишет материал от плана до окончания в "ПРИЕМАХ...". (Похоже, это больше нравится молодым Пользователям - "компьютерному поколению").
     Третий режим - подсказанный многими солидными Авторами: поставить задачу, получить гамму рекомендаций и ... выключить компьютер. Опыт показывает: "заряженное" идеями подсознание назавтра выдаст искомые варианты текста.
     Пока иные режимы намеренно не реализованы, но возможно, что "Приемы..." в последующих версиях смогут помогать Автору определять жанр, стиль, направление поиска "фактуры" и даже осмысленно строить план материала...

Корр.: Могут ли Пользователи формировать свою базу иллюстрирующих примеров?

     Если такие обращения будут массовыми, то, возможно - после обучения у нас - да.
     Почему не твердое "да"? Мы с этим эффектом сталкивались на предыдущем проекте - участвовали в изготовлении soft'a для инженеров. В нашей стране по-прежнему "персональные компьютеры коллективного пользования". И происходит следующее: человек формирует базу своих личных, почему-то понравившихся ему примеров. При этом, скорее всего, с учетом названного в начале интервью "эффекта 10%", затрудняется получение искомого решения. А если за его машину садится коллега, и начинает работать на основе "чужой и личной базы примеров", то ошибка просто гарантирована. Как показывает опыт, все претензии в таких случаях адресуются не к самодельной базе примеров, а к самой программе, ее разработчикам и идеологии.
     Поэтому говорю "возможно да", но если такой режим будет реализован, то будем четко предупреждать, что за базу примеров отвечает конкретный Пользователь...

Корр.: Отечественные покупатели, освоив Ф. Котлера, похоже, уже начинают интересоваться не только ценой, но "соотношением цена/качество". Пройдет еще несколько лет и они будут еще и спрашивать: "а каковы недостатки товара?" И что Вы им ответите?

     Вот фрагмент таблицы, которая входит в НЕLP программы:  

 

ДОСТОИНСТВА

ОНИ ЖЕ - НЕДОСТАТКИ

Высоковероятно получение нескольких рекомендаций-аналогий по решению Вашей задачи всего за несколько минут.

Из этих аналогий надо еще выбрать лучшие, наболее подходящие к данной задаче.

 

Любую рекомендацию "от программы" нужно адаптировать, доделывать, наполнять своей фактурой.

Корр.: Похоже, что пока программа универсальна. Будут ли тематические выпуски, скажем: "PR и финансы" или "PR и недвижимость"?

     Сделать подобную программу достаточно просто, но мы не хотим идти по этому пути. Давайте допустим, что мы проработали еще центнер другой журналов, каталогов и листовок и сделали, например, программу "PR И МЕБЕЛЬ"...
     Возникает минимум три эффекта.
     Эффект-1 (юридический). Не питаем иллюзий по поводу работы прессы и рекламных агентств. Люди вместо того, чтобы читать рекомендации и вести диалог с программой, будут с примерами делать: Ctrl + Ins и Shift + Ins. То есть "вырезать и копировать" целыми абзацами, если нужен материал "про мебель". А это - плагиат, преследуемый по закону...
     Эффект-2 (организационный). Учитывая, что все Пользователи получают одинаковую базу примеров "про мебель", она принципиально быстро истощаема.
     Эффект-3 (творческий). Программа призвана помочь находить собственные идеи, а здесь, как показывает опыт, гораздо важнее "дальние аналогии", коими богата наша программа, а не предельно конкретные решения: написать про "пуфик как у конкурента, но лучше".

* * *

     На вопрос: "Вам не страшно оказаться в мире, где решения может принимать машина?" Гарри Каспаров ответил: "Мне всегда казалось совершенно бессмысленным создавать страшилки и кошмары будущего, стоять на пути прогресса. В данном случае это прогресс".

Правда, сказал он это после первой встречи с Deep Blue, когда выиграл человек...


     Заказать рабочую версию программы "Приемы журналистики и public relations" Вы можете прямо здесь, либо обратившись по адресу:

190 031 г. Санкт-Петербург а/я 406 Система "ТРИЗ-ШАНС";
тел/факс: (812) 571-27-27
тел:          (812) 970-27-27
E-mail: info@triz-chance.ru

Первая публикация статьи: ежемесячный бюллетень Рекламное измерение" 1997 г., N 7-8.

Обзорная статья о программах-консультантах производства "ТРИЗ-ШАНС"

Викентьев И.Л., Импульсные и долгоиграющие произведения


Вернуться на главную страницу



Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2003.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи