Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

более 5000 Подписчиков
        Подписчиков








Rambler's Top100


Технологии Креатива 4: Введение нерегулярности / случайности


В начале данного раздела необходимо сказать об эффекте инерции мышления: в своих размышлениях человеку свойственно сбиваться «на протоптанную дорожку»…

Кто искал грибы в пригородных лесах (подчеркну: искал, а не собирал), наверно, замечал, что через некоторое время невольно оказываешься на протоптанной поколениями грибников тропинке, а не бродишь по более богатым грибами зарослям... Человек, экономя усилия, сам становится на ту наезженную колею, о которой так роскошно пел В.В. Высоцкий

Приведу ещё пару примеров.

ПРИМЕР 4.1. «Когда японцев прислали в Штаты, они долго жили там, пытаясь продавать большие мотоциклы, такие как «Харлей», «Индеец» и др. Но их никто не покупал, потому что были свои хорошие американские. А в целях экономии сами японские менеджеры корпорации «Хонда» ездили на маленьких мопедиках, которые потребляют мало бензина и очень удобны в условиях пробок. Но японцы верили, что рано или поздно большие мотоциклы начнут продаваться, потому что г-н Хонда считал, что поскольку изгиб их руля похож на бровь Будды, то это очень перспективный знак для продаж. В конце концов одному из этих японцев его знакомый американец задал вопрос: «Классный у тебя мопед, можно мне такой же продать?» Он говорит: «Я поговорю, в принципе можно». Они по блату продали несколько этих мопедов, и к ним выстроилась огромная очередь. Тогда они убедили руководство корпорации в том, что надо двинуть на рынок в Штатах именно эти мопеды - таким путем «Хонда» завоевала мотоциклетный рынок в Штатах».

Научно-практическая конференция «Рынок политических технологий. Тенденции. Перспективы». Мастер-класс Е. Минченко, журнал «Политический маркетинг», 2003 г., N 4, с. 45-46.

Есть масса свидетельств: чтобы «сбить» психологические барьеры инерции мышления с проторенной дорожки, нужен некоторый качественный скачок.

В частности, об этом неоднократно писал Б. М. Кедров.

Сравним 3 примера того, как управляли своей мыслительной деятельностью творческие личности:

ПРИМЕР 4.2. «Пушкин, нарезавши из бумаги ярлыков, писал на каждом по заглавию, о чем когда-либо потом ему хотелось припомнить. На одном писал «Русская зима», на другом: «Державин», на третьем имя какого-нибудь замечательного предмета и т.д. Все эти ярлыки накладывал он целою кучею в вазу, которая стояла на его рабочем столе, и потом, когда случалось ему свободное время, он вынимал наудачу первый билет: при имени на нем написанном он вспоминал вдруг все, что у него соединялось в памяти с этим именем, и записывал о нем тут же, на том же билете, все, что знал. Из этого составились те статьи, которые печатались потом в посмертном издании и которые так интересны тем, что всякая мысль его осталась живьем, как вышла из головы».

Из письма Н.В. Гоголя С.Т. Аксакову. Цитируется по: Вересаев В. Пушкин в жизни, М., «Московский рабочий», 1984 г., с. 433.

ПРИМЕР 4.3. «Эрдман очень смешно рассказывал, как-то он пришел к Есенину и тот говорит:

- Коля, я изобрел машину, как писать стихи.

Значит, что он делает. У него коробка и там написано много-много слов. Он вскакивает на стол, хватает из этой коробки слова, бросает их в воздух, и они рассыпаются по комнате. Его словарный запас, есенинский. Потом он ползает и составляет из них стихи».

Любимов Ю., Рассказы старого трепача, М., «Новости», 2001 г., с. 402.

ПРИМЕР 4.4. Иосиф Бродский: «…у Ахматовой особенного хаоса в этих делах не наблюдалось, она тем не менее всегда куда-то что-то закладывала. В Комарове она, помнится, сидела за своим столиком - у нее был такой высокий столик, который был ей по грудь или, может быть, чуть-чуть пониже. У этого столика была такая полка внизу, где лежали всякие папки, бумажки и тому подобное. И у Ахматовой было обыкновение как бы вслепую шарить по этой полке. И вытаскивать время от времени ту или иную бумажку, на которой вполне могло оказаться какое-то позабытое стихотворение. И еще у нее были тетради, в которые она записывала всякую всячину: стихи, прозу, черновики писем, выписки всякого рода, адреса... И вполне возможно, что, перелистывая такую тетрадь, она могла наткнуться на какой-то свой стих сравнительно давнего времени. И тогда она говорила, что вот это стихотворение «вынырнуло».

Волков С., Диалоги с Иосифом Бродским, М., 2002 г., с. 358-359.

Видно, что один из приемов управления сознанием, направлением мысли – намеренное введение случайности.

Представители подхода: методы Берроуза, Бродбента, морфологический анализ, фокальные объекты; частично - мозговой штурм и т.п.

Технология Креатива 5: Единичные эвристики, приемы



См. также:

Классификация технологий креатива по И.Л. Викентьеву


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2007.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи