Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка

более 5000 Подписчиков
        Подписчиков








Rambler's Top100


Технология Креатива 5: Единичные / отдельные эвристики, приемы


«Высказывания мудрецов могут быть сведены
к очень небольшому числу общих правил»

Рене Декарт

Малоизвестный факт: многие народы не знали теорему Пифагора многие столетия после того, как она была доказана… Но тем не менее, на той же китайской стене делали отличные прямые углы. Одним из способов, который - судя по всему - независимо придумали разные народы, была верёвка, связанная в кольцо. С помощью узелков и 3-х колышков она превращалась в прямоугольный треугольник с соотношением сторон 3 : 4 : 5 (они не знали, что сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна квадрату гипотенузы; соотношение 3 : 4 : 5 было получено чисто эмпирически).

В отличие от ранее упомянутых конкретных, типовых решений, «формула семейства» творческих решений в рамках ТРИЗ получила название приём (синонимы: стратагема, стратегия, информационная эвристика, методический или тактический прием и т.п.).

Термин «приём» имеет несколько значений:

  1. единый (инвариантный) подход к решению той или иной конкретной (как правило, узкой) задачи;
  2. привычный для конкретного Специалиста образ действия, манера, привычка;
  3. характерный способ и стиль действия для представителя определенной художественной, архитектурной, технической, педагогической или научной школы и т.п.;

Свойства приемов:

1) Многократно позволяют решать одну и ту же или сходные задачи:

ПРИМЕР 5.1. «А вот как знаменитая аферистка начала XX века Сонька Золотая Ручка играла роль Дамы, Ошибившейся Номером. Этот способ ограбления Сонька называла «гутен морген». Она останавливалась в лучшей гостинице и рано утром проникала в чужой номер. Там, под крепкий предрассветный сон хозяев, она изымала всю наличность. Если же кто-то просыпался, то видел, как нарядная дама в дорогих украшениях, как будто бы не замечая посторонних, начинала раздеваться, по ошибке приняв номер за свой. Кончалось все мастерски разыгранным смущением и взаимными извинениями».

Щербатых Ю., Искусство обмана, М., «Эксмо», 2003 г., с. 77.

ПРИМЕР 5.2. «Возьмем, например, такой популярнейший художественный прием, как так называемый «pars pro toto». Сила его эффективности всем известна. Пенсне врача из «Броненосца «Потемкин» врезалось в память любого зрителя. Этот прием состоит в замещении целого (врача) частью (пенсне), играющей его роль, причем оказывается, что играет она ее гораздо чувственно интенсивнее, чем сыграл бы сам вторичный показ целого (врача). И оказывается, что этот прием является типичнейшим примером мыслительных форм из арсенала раннего мышления. На той стадии еще нет того представления об единстве частного и целого, как мы его понимаем теперь. На той стадии нет дифференцированности мышления, часть есть одновременно и целое».

Эйзенштейн С.М., Метод, том 1, М., «Музей кино»; «Эйзенштейн-центр», 2002 г., с. 145.

2) Один и тот же прием – в сходных условиях - может устойчиво работать десятилетия и более.

Более того, «владелец» одного или всего нескольких приемов может сделать успешную профессиональную карьеру.

ПРИМЕР 5.3. «…Джиму Корбетту надлежало верить. Пара слов о нем. Человек-легенда. У индусов считался «святым», за его необыкновенные подвиги на охоте, за неуязвимость. Родился в семье скромного колониального чиновника в Индии, где и провел большую часть жизни. В 12-13 лет уже совершал длительные походы в джунгли. Видел много тигров («обычных» тигров, не людоедов). Прекрасно изучил их повадки и совершенно их не боялся. Мог пообедать и улечься спать на одной поляне с тиграми. Полюбил их и никогда не убивал. С годами к нему пришла слава истребителя тигров-людоедов и защитника от них местного населения. С появлением в округе тигра-людоеда ситуация радикально менялась. Люди передвигались между деревнями только значительными группами, часто в сопровождении буйволов. Из-за слабости связи, коммуникаций весть о появлении такого тигра доходила до немногочисленных колониальных властей очень не скоро. К этому моменту число жертв увеличивалось до нескольких десятков; рекордное число жертв было около 400 человек. И что могли предпринять власти? Послать в этот район два десятка солдат, из которых половина будет съедена тигром, а остальные вернутся ни с чем, без его шкуры?

Корбетт работал (на строительстве железных дорог, в частности). Нужно было снестись с его начальством, добиться отпуска для него, который бы вписывался в график строительства, и т.д. На тигра-людоеда Корбетт всегда выходил в одиночку. Охотников, близких ему по квалификации, на всю Индию было человека 2-3, не больше. А охотник более низкой квалификации, вместо помощи, требовал постоянной заботы о его собственной безопасности. К тому же, нося мощное ружье, мог легко промахнуться и угодить в самого Корбетта. Ведь охота на тигра-людоеда - это особый случай, совсем не то, что «охота на крупного зверя» в Африке и т.п. Такой тигр человека совершенно не боится. Он не предупреждает человека, приближающегося к нему рычанием, бросками навстречу (что так пугает начинающих охотников) и т.д. Напротив, он сам выслеживает охотника, устраивает засады, из которых бросается на него без малейшего предупреждения. Выше уже говорилось, что там, где орудует тигр-людоед, люди начинают перемещаться большими группами; в остальное время дороги и тропинки совершенно пустынны. Ширина их - до 2-3 метров, и часто они пролегают по зарослям «слоновой травы», высотой тоже до 2-3 метров - идеальным местам для засад тигра-людоеда. Так вот, выслеживая тигра-людоеда. Корбетт отправлялся ходить по этим тропинкам, в одиночестве, без собаки, с одним ружьем. Он сам тут же и открывает секрет своего поведения. Он пишет: «Никогда, ни за что на свете я не выйду на тигра-людоеда в безветренную погоду». Тигр-людоед всегда нападает на людей только с подветренной стороны. Так он и шел по тропинке боком, с ружьем наготове, сосредоточив все свое внимание только на ее подветренной стороне. Правда, с момента начала атаки (прыжка) тигра в его распоряжении оказывалось не более 2-3 секунд. Но он был уверен, что за это время тигр будет им убит. Не ранен, а именно убит. На земле или в воздухе - это неважно. «Уже в 20 лет я перестал бояться промахов. Я знал, что смогу послать пулю туда, куда захочу». «Светлой (лунной) ночью я обычно попадаю в животное (дикую свинью) на расстоянии 100 ярдов (90 м)». Дж. Корбетт прожил 80 лет: 1875-1955. Первого своего тигра-людоеда убил в 32 года. В 1924 году вышел в отставку и поселился на своей ферме в Индии. В это время он был подполковником, пройдя 1-ю Мировую войну. За 1944-1955 годы выпустил 5 тонких (не толще пальца) книг об охоте».

Токарь Е. Н., Записки о гениях, об истории и другом, М., «Аграф», 2006 г., с. 115-118.

См. также о риторических и литературных приемах

3) Обычно одну и ту же задачу можно решить с помощью разных приемов

ПРИМЕР 5.4. «Однажды, давным-давно, я, молодой еще писатель-сатирик, наблюдал, как спорили два гиганта - легендарный конферансье Петр Муравский и не менее легендарный уже в те годы писатель Михаил Жванецкий. Они «строили» график шутки, или, как называют шутку на эстраде, репризы. Муравский чертил на бумаге график: «Вот так должно быть. Сильная шутка, смех, аплодисменты, потом спад, потом пауза, подготовка, что-то не очень важное и неожиданно опять всплеск! Вот так должно быть! Вот так!». «А вот позвольте не согласиться! - Жванецкий азартно хватал ручку и начинал чертить свой график. - Вот шутка, смех в зале, теперь короткая пауза и сильнейший всплеск, чтобы добить слушателя! Вот так! И только так! И только потом пауза... Только потом!». Муравский: «Но позвольте! А когда же они будут отдыхать?!». Жванецкий: «Они сюда смеяться пришли, а не отдыхать!»«

Биллевич В.В., Школа остроумия или как научиться шутить, М., Издательский дом «Вильямс», 2005 г., с. 28.

4) Прием можно выявить, описать и затем осознанно использовать

АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ПРИМЕР 5.5. «В 2005 году в Московском арбитражном суде случился переполох, назначили нового председателя суда, человека въедливого и принципиального, да еще и бесшабашного, господина Свириденко. Олег Михайлович начал с малого, лишил возможности девочек в канцелярии распределять дела по судьям, использовав для этого азбучные прелести научно-технического прогресса. Конечно, дела и так должны были распределяться случайным образом, но вот у случая в судебной канцелярии были очень миленькие глазки. В Московском арбитражном суде произошло страшное - практически решенные дела стали попадать уже к другим судьям, и они, а не первые судьи выносили вердикт. В России даже появилась профессия - судебный брокер, многие из них роятся у здания суда. Брокеры пришли в уныние, сначала ставка от двух тысяч долларов поднялась до пяти, а позже уже взлетела до семи. Но дела все равно попадали к другим судьям. Наверняка скромные девочки из канцелярии и иже с ними замечательно себя чувствовали и могли даже не интересоваться официальной нищенской зарплатой. В день через канцелярию проходит 350 дел, около ста из них вызывают живой интерес, что приводит к смешной цифре в 200 тысяч долларов в день. Потеря таких денег не может пройти бесследно. Да и судьи, конечно не все, но многие зачастую являются счастливыми наследниками богатых бразильских тетушек. Иначе никак не объяснить покупки машин, квартир, дач. Ведь не хочется допускать мысль, что и они ведут себя, как их клерки».

Соловьев В.Р., Русская рулетка. Заметки на полях новейшей истории, М., «Эксмо», 2006 г., с. 217-218.

5) Прием можно транслировать: передавать другим, обучать

ПРИМЕР 5.6. «Мы стремились при разработке корабля «Восток» сделать его не только быстро, быстрее американцев (они уже объявили, что будут разрабатывать космический корабль), но, главное, сделать его надежным. Достаточно тривиальная постановка задачи. Но как этого добиться? И ответ тоже достаточно тривиальный: применением предельно надежных, по возможности простых решений, уже апробированных схем и принципов, использованием оборудования в основном уже отработанного, резервированием везде, где это в принципе возможно, приборов, агрегатов, механизмов. Например, разработку элементов, обеспечивающих очистку воздуха в кабине, создавали, опираясь на опыт подводного флота», - вспоминал Константин Феоктистов».

Хозиков В., Ракетные боги Кремля. Догнать и перегнать Америку, М., «Яуза», «Эксмо», 2004 г., с. 151.

ПРИМЕР 5.7. «Начну эту лекцию, как и обещал, с вопроса. В какой всем известной, но чаще только по названию, книге изложены жизненные ситуации, наиболее любимые СМИ? Жду ваших ответов.

Библия? Нет. «Декамерон»? Уже ближе. Учебник зоологии? Остроумно и почти в точку. Но всё же не то. Что? Правильно - Уголовный кодекс! Сборник, в котором собраны и описаны наиболее распространенные отклонения от стандартного поведения людей. Не случайно один из песенных героев Высоцкого говорил, что он открывает кодекс на любой странице и, не отрываясь, читает до конца.

УК - ВТОРАЯ ПОСЛЕ ДАННОГО КУРСА ЛЕКЦИЙ КНИГА, КОТОРУЮ Я БЫ СОВЕТОВАЛ ПРОЧИТАТЬ ВСЕМ, КТО СОБИРАЕТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ ЖУРНАЛИСТИКОЙ.

Тем более что, помимо прочего, это еще и самый краткий и доступный учебник психологии, которую журналисту тоже неплохо бы знать. Далее уже можно обратиться и к «Декамерону» с Библией».

Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., «Ладомир», 2004 г., с. 290.

Выводы по единичным / отдельным приемам

1) Для решения простых задач использование нужного приема приводит к искомому результату; а в случае решения сложных и творческих задач - только увеличивает вероятность этого результата, но не гарантирует его.

2) Как правило, квалифицированного специалиста отличает знание бОльшего числа приемов в своей области и гибкость их применения.

3) Приемы – используя терминологию Ю. М. Лотмана: «внегенетический механизм наследования социального опыта».

Технология Креатива 6: Система приемов / эвристик



См. также:

Викентьев И.Л., Три приёма Максима Соколова (о выявлении формальных приемов в творчестве какого-либо Автора)

36 сюжетов Ж. Польти

Викентьев И.Л., Ещё один прием создания новых названий, брэндов

Викентьев И.Л., Верхошинская А., Как отвечать на вопросы, отстраиваясь от Конкурентов? Восемь основных стратегий

Классификация стратегий креатива по И.Л. Викентьеву


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2007.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи