Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка
более 5000 Подписчиков
        Подписчиков






Тренинги креативности

Online-лекции И.Л. Викентьева
о развитии креативности

Тренинги, направленные на развитие креативности.

Условно их можно разделить на 2 категории:

- психологические;

- частично-алгоритмизированные (посвященные, например, освоению эвристических приемов, инструментов для решения творческих задач, разработанных специалистами)

Американский исследователь Эллис Торренс / Ellis Torrance [р. 1915] сформулировал требования к приемам, позволяющим стимулировать развитие креативности:

"1. Они должны содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные, по крайней мере на короткие промежутки времени.

2. Они должны обладать возможностями возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций.

3. Они должны обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность.

4. Они должны обеспечивать столкновение противоположных понятий, образов, идей".

Психогимнастика в тренинге / Под ред. Хрящевой Н.Ю., СПб, "Речь"; "Институт Тренинга", 2006 г., с. 178-179.

К сожалению, на подобных тренингах скорее декларируется, чем реально происходит развитие креативности учащихся... Вот типичный пример тренинга в США:

"1. Найдите небольшой камешек, который легко помещается в человеческой ладони. Когда группа в очередной раз соберется вместе, пустите этот камень по кругу. Пусть каждый подержит его в руках, исследует и попытается рассказать об этом камне "всё". Выполняйте это упражнение до тех пор, пока все не осознают, что мы никогда не сможем сказать "все" даже о простом камешке. (Или пока не начнется драка между теми, кто считает, что когда-нибудь, возможно через миллионы лет, мы сможем сказать "все", и теми, кто считает, что "всего" мы не сможем сказать никогда.)

2. Если кто-то в группе думает, что о каком-то камешке можно рассказать "всё", попросите его изучить геологическую историю того региона, откуда происходит данный камень, и на следующей неделе рассказать все, что он узнает о сформировавших его силах. Остальные участники группы пусть задают побольше вопросов и постараются найти, какая важная информация не была отражена в этом отчете.

3. Попробуйте выполнить это же упражнение, взяв в качестве объекта комнату, где вы собираетесь. Пусть все по очереди попытаются рассказать об этой комнате "всё". Затем пусть кто-нибудь подготовит к следующей неделе "полный" отчет о доме - когда, как и почему он был построен и как в нем появилась эта комната.

4. Пусть каждый из вас подумает, как бы он описал дом, в котором собирается группа, и запишет это. Выделите на это пять минут. Прочтите описания вслух, отмечая на доске или большом листе бумаги:

а) какие пункты повторяются в разных списках;

б) какие пункты есть только в одном из списков, но при дальнейшем изучении вопроса могут заинтересовать остальных.

5. Пусть все закроют глаза и прислушаются к звукам в комнате и звукам, доносящимся снаружи. Один из участников пусть засечет время для этого упражнения (две минуты). Затем сравните ваши отчеты. Обратите внимание, что нервная система разных людей восприняла разные звуки.

6. Попробуйте по очереди рассказать "всё" о городе, в котором собирается группа.

7. Попробуйте рассказать "всё" об экономической ситуации в городе.

8. Затем о геологической, экологической и экономической истории того региона, в котором расположен город.

9. Теперь снова молча передайте по рукам камешек. Пусть каждый из вас посмотрит на него в манере дзэн-медитации - без формирования слов в голове. (Тем из вас, у кого нет опыта медитации, сделать это будет нелегко, но вы все равно попробуйте.)

10. Отмечайте, каким упражнениям члены группы сопротивляются - например, заявляют: "Это просто глупо", "Все и так понятно", "Делать нам, что ли, больше нечего?" и т. п. Отмечайте все симптомы раздражения. Не высказывайте суждений друг о друге, когда такие реакции дают о себе знать.

Вместо этого обсудите, почему эти упражнения кажутся "скучными" (неинтересными) или "пугающими" (чересчур интересными) для некоторых типов людей".

Р.А. Уилсон, Квантовая психология, М., "София", 2006 г., с.72-73.

На момент написания данной статьи, Автору не известны примеры действительно небанальных задач, решенных после подобных тренингов креативности.

С более результативными и непсихологическими подходами можно ознакомиться здесь:

Викентьев И.Л., Современные методики творчества / креатива (обзор)

Викентьев И.Л., О сравнении психологических и методических подходов

Викентьев И.Л., Морфологический анализ, как способ решения творческих задач

Соколов Г.Б., Системы поддержки принятия решений

Научная конференция по креативности

Научно-методическая Конференция по креативности


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2007.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи