Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка


Эталонный сайт по ТРИЗ

Окрытые методики рекламы и Public Relations


СИСТЕМЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ ФИРМ "ТРИЗ-ШАНС" - 10 ЛЕТ
(интервью с И.Л. Викентьевым)

© И.Л. Викентьев, Г.Б. Соколов, Система "ТРИЗ-ШАНС", 2002 г.

Глава 23 из книги И.Л. Викентьева
"Приемы рекламы и Public Relations. Программы-консультанты"


Аналоги ТРИЗ? Основные идеи ТРИЗ... А когда ТРИЗ не работает? Что значит "заниматься ТРИЗ"? Каковы доводы против ТРИЗ? "ТРИЗ" и "ТРИЗ-ШАНС": в чем общее, в чем отличие?



     Данное интервью создавалось долго. Как и для чего создавалось? Это было общение в ходе обучения, выполнения совместных проектов, текущая научно-деловая переписка и т. п. Осознав, что "скоро нам 10 лет", мы засели за накопившиеся материалы, исключая интересные, но боковые ветви, сводя пространные диалоги в компактные таблицы, делая нужные гиперссылки… Благодарим С. В. Сычева за помощь в работе над материалом.


     Соколов Г. Б.: Автор ТРИЗ Г.С.Альтшуллер основным своим достижением считал понимание того, что можно и нужно "изобрести способ изобретать". Это действительно было сделано впервые?

     Викентьев И. Л.: Легче всего ответить на этот вопрос, обозначив проблематику. По меньшей мере, с первой четверти XX века стало понятно: необходимо отвечать на вызовы времени и стабильно вырабатывать новые решения, идеи. Причем это случилось не в результате "высокого духовного совершенствования", а в силу грубой конкуренции: людей, фирм, стран, военных блоков и т. п. Так, в настоящее время в Кремниевой Долине фирма средних размеров, занимающаяся вложением капитала, получает в год около 5000 бизнес-планов, а в США в целом в год открывается не менее 600 000 фирм.
     Невзирая на заявления и обещания философов, логиков, педагогов, психологов и т. п., им не удалось построить методики, если не гарантирующей, то хотя бы резко увеличивающей вероятность решения творческих задач. (Естественно, многочисленные декларации рекламного свойства не учитываются). Это утверждение легко проверить: достаточно проработать список литературы, посвященной "Психологии творчества" - он ежегодно публикуются в журнале "Вопросы психологии".
     Генриху Сауловичу Альтшуллеру (1926-1998 гг.) создать такую методику удалось - это ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Как видно из названия, данная теория в основном была посвящена решению "железных" задач, связанных с конструированием машин и технологией их изготовления.
     Я считаю, что к моменту появления ТРИЗ в 40-х годах XX века общественная потребность была сформирована, а опыт применения ТРИЗ на Западе позволяет сделать утверждение, что Г. С. Альтшуллеру удалось сделать лучшую методику в области решения технических задач [1-9]. См. также http://www.altshuller.ru

     Соколов Г. Б.: Пожалуй, за последние 150 лет наибольший опыт классификации и оценки новых идей накоплен у патентоведов. Поэтому начнем с их традиционного вопроса: каковы известные аналоги ТРИЗ?

     Викентьев И. Л.:
Как я уже сказал, необходимость производства новых идей возникла не сегодня. Известны различные подходы к решению этой проблемы. Рассмотрим их в виде таблицы, предположив, что перед нами стоит некая насущная задача.

Таблица 1.

Суть подхода Недостаток подхода в современных условиях Достоинство подхода
Не решать проблему! (т.н. "страусиный подход") Если некий индивидуум не решает проблему, то в конкурентной среде он сам становится проблемой… Это справедливо по отношению и к личности, и к фирме, и к государству. Да, небольшая часть проблем, действительно, просто "перегорает" со временем… Но только небольшая.
Принятие решения общим голосованием Непригодно для поиска качественно новых идей Пригодно для принятия простых, полуочевидных решений
Ожидание: должна посетить Муза… Муза капризна и не всегда посещает…

(А в частном случае, как говорил Э. Хэмингуей: "Хороший секс с утра исключает хорошую страницу текста…" )
Малопонятным образом, Муза все же посещает. Но, увы, не всех желающих…
Вера в лозунг: надо просто родиться талантливым! Талантливых инженеров, врачей, людей искусства, военных и т.п. всегда не хватало… К сожалению, не все проблемы позволяют ждать рождения таланта.

Более того - даже попытки целенаправленно формировать творческие способности традиционными методами могут не иметь успеха.[21]
Лозунг удобен для оправдания собственной несостоятельности (И. Кант называл подобные оправдания "аргументом ленивого разума").
Заклинание: надо обратиться к специалистам! Нельзя путать специалистов эксплуатационщиков - то есть решающих известные задачи известными способами - и специалистов, способных решать качественно новые задачи.

Кроме этого, проще не думать, а "спихнуть" принятие решения на некоего "специалиста".
Подход частично верен, если есть "специалисты по проблеме".
Усиление предыдущего заклинания: надо обратиться к выдающемуся специалисту! А будет ли доступен выдающийся специалист? И хватит ли средств оплатить его услуги?
И опять же - во все времена, "выдающихся специалистов" не хватало…
Подход частично верен, если есть "выдающиеся специалисты по проблеме".

     Кроме этого, известны некоторые "непсихологические" подходы, в которых акцент делается не на "душу", "интуицию", "озарение", "открытие чакр" и т. п., а на методические шаги к решению проблем. Это древнекитайские стратагемы [19]; работы Карла фон Клаузевица по военной стратегии, которые до сих пор изучают в военных академиях мира; система К. С. Станиславского по подготовке актера и режиссера и ряд других. Более того, начиная примерно с 40-х годов, было предложено несколько десятков методик творчества - большинство из них перечислены в книгах [18; 22], но никаких "хитростей" этих методик там не раскрыто. Обзор ряда подходов представлен в статье [11].
     Кстати, приведу очень характерный пример: при дележе рейха Рузвельт и Черчиль предпочли немецкие патенты и техническую документацию. Сталин же хотел и получил оборудование немецких заводов, дававшее скорую отдачу, но быстро устаревающее.

     Соколов Г. Б.: Изложите основные идеи ТРИЗ…

     Викентьев И. Л.:
Я постараюсь выделить главное, и здесь неизбежны упрощения. Допустим, перед нами - человек, озабоченный некой задачей.

Рис.1

Рис.1.

      "Давайте мы изучим мемуары творцов, проведем лабораторные эксперименты по решению творческих задач и поймем, как мыслят творцы…" - этот подход был характерен для последних двух веков. "Выяснилось", что работает "интуиция" или "инсайт" - чему посвящена обильная литература с употреблением множества умных и заумных слов. Если теперь перевернуть ситуацию и спросить: "Интуиция, безусловно, есть и это замечательно. Но вот у меня есть конкретная производственная и нестандартная проблема - как бы мне начать ее решать?" В этот момент обладатели знания "умных слов про интуицию" начинают выглядеть несколько провинциально…
     Подход, разработанный Г. С. Альтшуллером, качественно иной.
     Во-первых, важны не только трудномоделируемые процессы в голове творца, но и понимание того факта, что при любом новшестве изменяется исходная система А - Рис. 2.

Рис.2

Рис.2.

     Этой исходной системой А может быть: конструкция, технология, установка для проведения научных экспериментов, бизнес-ситуация, произведение искусства, реклама и т. п.
     Во-вторых, если изучать не ситуацию "Творец + совершенствуемая им Система", а ситуацию:

     - "Творец + совершенствуемые им Системы",
     - "Творцы + совершенствуемая ими Система (одна и та же)",
     - "Творцы + совершенствуемые ими Системы",
то выясняется, что число переходов системы из состояния А в состояние Б может быть велико, но конечно и вполне познаваемо не только творцами - Рис. 3. Аналогично: вся химия держится на счетном числе элементов, грамматика любого языка опирается на несколько десятков букв, в музыке используются семь нот. При этом подчеркну: специалиста по ТРИЗ интересуют не все переходы, а лишь наиболее эффективные.

     Знание таких эффективных переходов в ТРИЗ получило название "Прием". Естественно, в ряде случаев необходимо параллельное и/или последовательное применение нескольких Приемов.

Рис.3

Рис.3.

     Структурную схему основных механизмов классического ТРИЗ, разработанных Г. С. Альтшуллером, удобно изобразить в виде графической схемы.

Рис.4

Рис.4.

     Чтобы проиллюстрировать понятие "Прием", выявим один из нескольких приемов, которыми пользовался Сальвадор Дали. Обратимся к ЗАДАЧЕ 198, которая опубликована в Главе 20.

     Осознанно избегая оценок "нравится - не нравится", можно утверждать:
     1) Сальвадор Дали состоялся как деятель искусства;
     2) Он неоднократно прибегал к приему инверсии. Или: отвечал и делал наоборот ожидаемому, стереотипному, привычному. И это привлекало к нему внимание, создавало эффект новизны и свежести мысли при хорошо известном и даже банальном предмете разговора.
     При этом заметим: масса людей сделали карьеру, эксплуатируя несколько однажды найденных приемов. (См. также статью: "Три приема Максима Соколова" [14]).
     3) Воспроизводство ответов С. Дали "один к одному" возможно в виде цитаты (как это и сделано в ЗАДАЧЕ 198.). Но также возможно выявление из массива однотипных ситуаций стандартного перехода - Приема.
     4) Сформулированный прием - с одной стороны - может использоваться другими людьми для создания эффекта новизны. С другой стороны - регулярное применение принципа инверсии не сделает кого-то равным С. Дали.
     Повторим, что в данном случае мы говорили только об одном приеме.
     При создании ТРИЗ-методики изучается не один эффективный прием, а десятки и сотни. С такой методикой большой процент задач решается легче, чем с нуля. И здесь важно следующее: в ТРИЗ не приняты описательные модели, которые отвечают на вопрос "КАК ВООБЩЕ БЫВАЕТ" и близки разговорам "об интуиции вообще". ТРИЗ опирается на так называемые инструментальные, технологические модели, которые отвечают на вопросы: "КАК СДЕЛАТЬ?", "КАК РЕШИТЬ ЭТУ ЗАДАЧУ?". Очень значимое количество людей, рожденных без умения ездить на велосипеде или на коньках, могут при определенных затратах своего времени и достаточном усердии этому научиться. Аналогично множество людей (правда, при гораздо больших затратах времени и усилий) могут изучить систему ТРИЗ-приемов, независимо от "межполушарной асимметрии мозга", собственной визуальности, аудиальности, кинестетичности и даже "сезонных колебаний креативности".

     Соколов Г. Б.: А когда ТРИЗ не работает?

     Викентьев И. Л.:
Довольно часто. Например, тогда, когда при поверхностном знакомстве воспринимается как "палочка-выручалочка", некий универсальный метод, "одна таблетка от всех болезней" [10; с. 128]. Кроме того, иногда нашим консультантам приходится наводить обычный порядок на производстве или в бизнесе, без получения непременно новых идей "по ТРИЗ".
     Модели, разработанные в ТРИЗ, пригодны для решения не всех (!), а определенных классов задач. И с этим необходимо считаться. Неоднократно ТРИЗ пытались применять для решения сугубо бытовых и семейных задач, для которых ТРИЗ-модели не предназначены изначально. Ни к чему, кроме разводов, это не приводило…
     ТРИЗ-методики нацелены на решение нестандартных, творческих задач. Как правило, признаки этих задач следующие:
  • проблема долго и безуспешно решается (часто сотрудники фирмы выращивают "миф" о ее нерешаемости и т. п.);
  • проблема содержит одно или несколько острых противоречий;
  • проблема носит междисциплинарный характер;
  • проблема не решается, как говорят шахматисты, "в один ход", а требует именно системы решений.
     Если говорить о профессиональном применении ТРИЗ, то можно перейти к деталям, описаниям решенных задач, но полагаю, что для Читателя важнее другое: высота стопки базовой литературы по техническому ТРИЗ составляет около 50 см. И это только теория. А чтобы стать средним специалистом, необходимо прорешать минимум 200 специально подобранных творческих задач. Более того, желательно под руководством опытного наставника. Г. С. Альтшуллер неоднократно сравнивал обучение ТРИЗ с обучением управлению самолетом: да, на дальние расстояния эффективнее летать, чем ходить пешком. Но для управления самолетом нужно пройти качественное и непростое обучение, систему стажировок, экзаменов и т. п. Ходить пешком менее эффективно, зато учиться и думать особенно не надо. Слетать в "супермаркет на углу" на самолете - это экзотика даже для Голливуда…

     Соколов Г. Б.: Проводилось ли сравнение эффективности решения задач с применением ТРИЗ-методик и без них?

     Викентьев И. Л.:
Факт времен перестройки: Г. С. Альтшуллер в газете "Пионерская правда" (многомиллионный тираж), журнале "Техника и наука"; Б. Л. Злотин и А. В. Чистов в журнале "Изобретатель и рационализатор" (полумиллионные тиражи); И. Л. Викентьев в журналах "Парус" и "Костер" (миллионные тиражи) вели рубрики по решению творческих задач в области техники, архитектуры, искусства и т. п. [17]. При этом в конкурсах участвовали и взрослые (в том числе инженеры, научные сотрудники и т. д.), и подростки, и младшие школьники. Что удивляло? Поразительная нестабильность решения даже простых задач при решении их "в рукопашную", без методики.
     Как ни странно, творцам тоже свойственно некоторое непроизвольное самоограничение (об эффекте 10-15% самоограничения см. Главу 20), зацикливание на том, что у них "хорошо пошло" - и это не является чем-то отрицательным в рамках "личного мнения", "собственного стиля" автора. Но при решении проблем, выходящих за эти рамки, данный эффект явно сужает возможности человека.

     Приведу еще один интересный факт: 99,85% генетической последовательности одинаковы у всех людей и лишь 0,15% создают неповторимую индивидуальность каждого конкретного человека…
     Что касается решения задач с помощью наших разработок… Вы можете посетить крупнейший в СНГ и Балтии Internet-форум по решению бизнес-задач http://www.triz-ri.ru/forum. Параллельно там обсуждается более 2000 проблем. Есть задачи простые, есть - сложные… Попробуйте БЕЗ методики решить хотя бы все те же 10-15% этих проблем. (См. также статью: Сычев С. В., О методичном)

     Соколов Г. Б. Скажите, кто такие "Тризовцы"? И что значит "заниматься ТРИЗ"?

     Викентьев И. Л.
Это вопрос неоднократно обсуждался в профессиональной среде. Картина здесь примерно такая:

Таблица 2.

Категория Примерное количество представителей категории в СНГ Область деятельности Критерии профессионализма
Что-то слышавший о ТРИЗ… Сотни тысяч Прочли (или пролистали) 1-2 книги, прослушали несколько лекций… Критерии профессионализма, естественно, отсутствуют…
Пользователь Их количество трудно поддается исчислению, но сократилось по сравнению с 80-ми годами Решение своих практических задач, главным образом, в области техники
  • Качество и количество патентов;
  • Количество и объем внедренных решений;
  • Наличие постоянных заказов.
Преподаватель ТРИЗ, работающий с детьми Несколько сотен Обучение элементам ТРИЗ. Здесь масса проблем, связанных с низким качеством обучения и методических материалов… Критерии профессионализма еще разрабатываются…
Преподаватель ТРИЗ, работающий со взрослыми, в том числе со студентами Вероятно, несколько десятков, но резко сократилось по сравнению с 80-ми годами Обучение различным моделям ТРИЗ.

Примечание: За единичным исключением, в 80-90-х годах XX века большинство квалифицированных преподавателей ТРИЗ переехало за границу…
  • Личные творческие достижения Преподавателя. Например, как Разработчика;
  • Качество и количество профессионально подготовленных Пользователей;
  • Качество и количество профессионально подготовленных Преподавателей.
Профессиональный консультант Не более 10 Решение проблем в различных областях техники и бизнеса "на заказ"
  • Личные творческие достижения. Например, как Разработчика;
  • Число заказов, выполняемых в единицу времени;
  • Реальная прибыль;
  • Репутация Заказчиков.
Разработчик Не более 4-5 Разработка новых моделей/методик
  • Возможность использования разработок в отсутствие их Автора;
  • Принципиальная новизна разработок;
  • Характер и сложность решаемых задач;
  • Число Пользователей;
  • Затраты Пользователя на освоение методики. [12]

      "Возможность использования разработки в отсутствие ее Автора" - это очень важный критерий для работ приличного уровня. В определенном смысле, это фильтр от различных видов "шаманства", когда в присутствии Учителя слушателям вроде бы все ясно, они - в восторге, но стоит им остаться наедине с проблемой, как очарование проходит и возникает вопрос: "А была ли методика?" - см. Практическое приложение 18.
     Г. С. Альтшуллер очень хотел, чтобы Разработчиков было как можно больше, и чтобы они осваивали новые темы. Но, увы, осваивать новую тему безумно трудно... В 1989 г. на одном из последних заседаний Ассоциации ТРИЗ в Ленинграде он говорил: "Технический ТРИЗ мною построен. Как город... Стройте свой городок!" История различных научных направлений показывает, что время, пройденное наукой, можно измерять хронологически, "по календарю", а можно - по числу "качественных скачков" в данной науке.

     Соколов Г. Б.: А не занижена ли оценка числа действующих Консультантов и Разработчиков?

Викентьев И. Л.:
Эти цифры можно проверить по многим параметрам. Во-первых, покажите мне действительно новые разработки. Во-вторых, мы заинтересованы в приобретении таких разработок хотя бы потому, чтобы не делать их самим "с нуля". В-третьих, мы знаем, что если разместить материал или фрагмент материала какого-либо Автора на нашем сайте http://www.triz-ri.ru, анонсировать его в электронных рассылках, то этот материал получит за пару месяцев порядка 5000 прочтений, что сопоставимо с тиражом книги для специалистов. Причем мы размещаем материалы бесплатно, даем координаты Автора, бесплатно рекламируем. Нужно всего лишь, чтобы материал удовлетворял двум требованиям:
     - методика, изложенная в материале, должна увеличивать вероятность решения Пользователем определенного класса задач;
     - материал должен быть написан нормальным языком (хотя здесь мы часто помогаем Авторам).
     Но почему-то в очередь никто не выстраивается - ни за деньгами, ни за бесплатной рекламой…

     Соколов Г. Б.: Существуют ли доводы против ТРИЗ?

     Викентьев И. Л.:
Я регулярно сталкиваюсь с подобными доводами, и можно назвать несколько причин их возникновения.

     Первая. Низкая квалификация самого "оценщика", которого можно отнести к категории "Что-то слышавший, но не разобравшийся за один вечер". Вы знаете, русский человек никогда не дочитает до конца инструкцию. Он попробует разобраться сам, "как же эта штуковина работает". И если с первой попытки не получилось, то - "сам не смог, и другим не советую". Аналогично: для взрослого человека обычно неинтересно мнение первоклассника о таблице умножения, которую тот просто не выучил. При этом подчеркиваю: качественное усвоение ТРИЗ - достаточно трудоемкий и принципиально небыстрый процесс.
     Вторая причина - объективно низкая квалификация ряда преподавателей ТРИЗ, пересказывающих пару книг и дающих массу поводов для критики культурными, начитанными Слушателями.
     Понятно, что высококвалифицированных специалистов по ТРИЗ гораздо меньше, чем низкоквалифицированных. И выбирать консультанта нужно не по декларируемому им владению ТРИЗ, а по репутации компании, к которой он принадлежит, а также по наличию у него собственных качественных разработок. Если разработок нет или "они есть, но ознакомиться с ними нельзя", то квалификация такого специалиста под вопросом. В этом смысле рынок ТРИЗ-услуг ничем не отличается от любого другого рынка. Кто говорит иначе - скорее всего или наивен, или лукавит.
     На сегодняшний день, специалисты "ТРИЗ-ШАНС" видят недостатки ТРИЗ лучше, чем "внешние наблюдатели". Более того - возникновение ряда "доводов против ТРИЗ" легко прогнозировать… Скажем, сейчас стали активно развиваться отечественные производители - и они гарантированно столкнутся с неквалифицированными "Что-то слышавшими о ТРИЗ". И это даст очередной виток антирекламы.

     Соколов Г. Б.: Естественный вопрос: "ТРИЗ" и "ТРИЗ-ШАНС" - в чем общее, в чем отличие? Более того, я сам столкнулся с тем, что многие из категории "Что-то слышавших…" путают эти два понятия.

     Викентьев И. Л.:
Общее заключается в том, что ведущие сотрудники фирм, объединенных в Систему "ТРИЗ-ШАНС", прошли серьезное обучение по классическому ТРИЗ. Более того, неоднократно участвовали в различных проектах в области "железного" ТРИЗ, имеют свои разработки. А отличие заключается в том, что если ТРИЗ - это теория, то "ТРИЗ-ШАНС" - объединение разработчиков, имеющих собственные методики решения педагогических, журналистских, PR, рекламных, менеджерских, научных, программистских задач и т. п. Соответственно, мы используем эти методики при проведении консультаций, семинаров, разработке компьютерных программ и интернет-сайтов. Наличием собственных разработок могут похвастаться еще 2-3 ТРИЗ-фирмы в мире. А по ряду научных направлений - мы лидеры. Кроме этого, "ТРИЗ-ШАНС" - это один из наших товарных знаков.
     Резюмирую: ТРИЗ - научная дисциплина, а "ТРИЗ-ШАНС" - торговая марка на рынке консалтинга. При этом нужно очень четко понимать: ни классический ТРИЗ, ни методики фирмы "ТРИЗ-ШАНС" не гарантируют немедленного счастья, коммунизма или, наоборот, "развитой демократии" и т. п. При квалифицированном (!) использовании они повышают вероятность решения не всех, но многих задач нормальным, средне одаренным человеком… И не более того.
     Есть еще одно отличие, неочевидное с первого взгляда. Малоизвестный вне профессиональной среды факт: Г. С. Альтшуллер вел переписку с ведущими ТРИЗ-специалистами с помощью пишущей машинки, печатая свои письма на папиросной бумаге. (E-mail тогда не существовало, а множительная техника была под запретом). Обычно ведущие специалисты получали от него несколько писем в месяц. За разные прегрешения он "отлучал" некоторых тризовцев от этих листков (нас это не касалось). Да, выходили книги по ТРИЗ, проводились семинары, люди общались на конференциях и семинарах, но как разработчики, "отлученные" заканчивались… Так вот, Системе "ТРИЗ-ШАНС" удалось создать "профессиональную среду для создания разработок" - те, кто занимается научной деятельностью, прекрасно понимают, насколько это важно. Эта среда позволяет нам в конце года иметь прибыль с тех продуктов, которых в начале года еще не было…

     Соколов Г. Б.: Думаю, важно рассказать, зачем понадобилось делать свои методики, а не использовать наработки классического ТРИЗ?

     Викентьев И. Л.:
Есть причины исторические, есть научные. Начну с первых. Совладелец марки "ТРИЗ-ШАНС" С. В. Сычев обычно объясняет их так: "В СССР заниматься бизнес-приложениями ТРИЗ было нереально. Только тогда, когда появилась такая возможность, мы приступили к разработкам ТРИЗ-методик для бизнеса. Теперь о научных причинах. Ряд тризовцев до сих пор считают, что могут буквально использовать механизмы классического ТРИЗ для решения бизнес-задач. Да, ТРИЗ - мощнейший инструмент. Но почему-то никому не приходит в голову применять, например, периодический закон Менделеева для решения задач в области ресторанного дела. Хотя сами принципы периодичности, качественных скачков, валентности и т. д., наверняка имеют свои аналоги и в других областях деятельности".

     Неочевидные проблемы в области PR или менеджмента можно пытаться решать с помощью инструментов классического ТРИЗ, но это будет малоэффективно. Почему? Если отвечать кратко: не та размерность моделей и не те модели.

     Если рассказывать подробнее, то, во-первых, ТРИЗ изначально проектировался для решения задач в области техники, где масса задач сводится к моделям, включающим всего 2-4 элемента. Перечислю некоторые из них:
     - веполь (система из 2-х веществ и физического поля);
     - техническое и физическое противоречия;
     - ресурсы и функции
     и т. п.
     Или, упрощая: при моделировании ситуации "резец - деталь" можно учитывать лишь полезные и вредные факторы, но можно не учитывать эффекты памяти резца; при моделировании более сложной ситуации "политик - электорат" мы просто обязаны учитывать: способности политика, особенности округа, положительные и отрицательные стереотипы электората, предвыборную программу, деятельность конкурентов, ресурсы местных СМИ и еще массу параметров.
     Во-вторых, в области социальных, бизнес и рекламных задач качественно иные объекты изучения, иные Ресурсы и - часто - способы их преобразования (то, что в классическом ТРИЗ называется Приемами) [10].
     В-третьих, в ТРИЗ всегда было два подхода. Первый - для начинающих: задачи-аналоги, приемы и так называемые "стандарты" - это относительно простые в освоении механизмы. Если что-то не сработало, легче переформулировать задачу и прорешать ее с их помощью еще раз. Для квалифицированных специалистов удобнее оперировать более сложными, но обладающими большой общностью моделями: линии развития, формулировка и разрешение противоречий, логика АРИЗа (не шаги алгоритма, а их логика) - см. Рис. 4. Мы сознательно разделяем эти подходы, поскольку понимаем, сколь затруднительно посещать занятия по ТРИЗ в течение года или пройти обучение на 2-х недельном семинаре людям занятым.
     Именно поэтому мы много времени уделяем компьютерным программам-консультантам и Internet-проектам, в которых объединены различные модели.

     Соколов Г. Б.: В любой профессии существуют "профессиональные вредности" (скажем, следователи постепенно разочаровываются в роде человеческом). Каковы "проф-вредности" для ТРИЗ?

     Викентьев И. Л.:
Как я уже сказал, люди, занимающиеся ТРИЗ, весьма неоднородны: "Что-то слышавшие" - Пользователи - Консультанты - Разработчики. Для первых групп скорее характерны типовые ошибки. А проф-вредности - они, скорее, для профессионалов.

Таблица 3.

Категория Типовые ошибки
Что-то слышавший… Едва усвоив азы, "Что-то слышавший" непременно берется за "Большую задачу…"

Часто "Что-то слышавший" считает, что ТРИЗ заменит ему и интуицию, и профессиональные знания и навыки.

Пояснение: чтобы свободно оперировать ТРИЗ-моделями, их надо усвоить на многочисленных учебных задачах, а этот этап у "Что-то слышавшего" не пройден.
Пользователь Зачастую Пользователи придумывают свои дополнения к теории, новые комбинации шагов алгоритмов и т.п. Если речь идет о "личном творчестве", то это можно только приветствовать. Но, не обладая неким культурным слоем, знанием уже выполненных работ, рефлексией, Пользователь предлагает свое усовершенствование, как непременно "новый вклад" в ТРИЗ. И для него неважно, что "новый вклад" построен всего на 1-й - 2-х решенных задачах, не проверен "на усвоение" другими и т.п.
Преподаватель ТРИЗ, работающий с детьми
  • Не у всех, но у большинства - отсутствие личных творческих достижений…
  • Как правило - использование устаревших материалов и лишь элементов ТРИЗ
Преподаватель ТРИЗ, работающий со взрослыми, в том числе и со студентами
  • Отсутствие личных творческих достижений…
  • Использование устаревших материалов;
  • Проповедование "дикой смеси", например: ТРИЗ + эзотерика;
  • Некритичный подход к рекомендуемой Слушателям литературе: качественные книги по ТРИЗ теряются среди откровенного хлама.
Профессиональный консультант
  • Использование очень ограниченного числа моделей (как правило, ранее принесших первый успех; см. выше эффект 10-15% самоограничения);
  • Козыряние "личным знакомством" с Г.С. Альтшуллером и др.;
  • Списывание - без ссылок - известных работ и выдавание их за свои;
  • Переименование известных ТРИЗ-разработок и выдавание их за свои.
Разработчик
  • Попытки "вычитать секрет", вместо того, чтобы собирать статистику для обобщений…
  • Исследовательское мелкотемье;
  • При наличие отдельных приемов (тактик, стратегий и т.п.), отсутствие системы приемов;
  • Неработоспособность методики в отсутствие Автора. [12]
См. также: Почему так редко создаются новые ТРИЗ-методики?

     В работе [9] Г. С. Альтшуллер и И. М. Вёрткин подробно описали различные превращения человека по линии: дуракизация - талмудизация - жуликизация и т. п. Это великая книга - в том числе потому, что в ней показано: интеллект - не единственное, а лишь одно из необходимых Творцу качеств.
     Мне недавно попалась цитата, очень точно описывающая происходящее, увы, со многими тризовцами. На вопрос, почему Н. С. Михалков расстался с выдающимся оператором Л., режиссер ответил:

     ПРИМЕР 374. "Л. перестал искать. Он чрезвычайно одаренный человек, который потерял интерес к тому, чтобы двигаться дальше. На последнем нашем фильме "Без свидетелей" он даже не смотрел отснятое... Меня это потрясло. Л., который открыл для нашего кинематографа эту систему света, подсветок, использование экранов и так далее, достигший в этом огромных вершин, не двигаясь дальше, дал себя догнать. Сейчас каждый второкурсник ВГИКа это делает. В его случае: пусть это было бы движение в обратную сторону, вкривь, вкось, но это было бы движение, поиск. Он двигаться не захотел, мы расстались, как нам казалось, на время. А потом я ему сказал: "Паша, я больше с тобой работать не буду".
     Минчин А., Двадцать интервью, М., "Изографус", "ЭКСМО-Пресс", 2001 г., с. 151.

     Если говорить кратко, то отсутствие личных творческих достижений в ТРИЗ, как в любой другой творческой деятельности, ведет к деградации.

     Соколов Г. Б.: Расскажите, как Вы делаете свои методики…

     Викентьев И. Л.:
В нашем понимании, современная методика - это не решение единичной научной задачи, а цельная инструкция, алгоритм, компьютерная программа и т. п., увеличивающие вероятность решения определенного класса нестандартных задач обычным человеком в отсутствие Автора методики. Наши разработки позволяют решать подобные задачи в десятки и сотни раз быстрее, чем без них.
     Ряд наших основных разработок перечислен здесь:
     http://www.triz-chance.ru/triz-chance.html
     Что нужно для создания современной бизнес-методики? Входной порог - несколько десятков тысяч долларов. Это - минимум. Но не это главное! Чтобы сделать проверенную работающую методику, нужно решить десятки и сотни творческих, организационных и научных задач.
     Как правило, все крупные разработки делаются на основе прогноза.
     После уяснения генеральной задачи начинается сбор данных из разных источников: из литературы, Internet, консультаций, семинаров, общения с сотрудниками. Когда мы работали над программой "HeadLiner/Заголовщик", нам неоднократно советовали: да зачем вы собираете заголовки - придумайте сами… Да, мы умеем придумывать заголовки. И много лет их придумывали. Но мы делали программу "Как придумывать заголовки", а не программу "Как придумывает заголовки Викентьев". Методики не придумываются, а создаются. Только при приближении к двум тысячам отобранных заголовков мы начали "ловить" закономерности, характерные не для нас (как нам предлагали), а для русской речи. Естественно, чтобы отобрать эти 2000, нам пришлось проанализировать и отбросить много тысяч слабых заголовков.
     В данном случае, цифра 2000 - экспериментально установленная. На основе анализа 100 или 1000 заголовков, закономерности, увы, не ловятся.

     Далее делается Модель-1, тестируется сначала нами, а затем - посторонними. Мы начинаем изучать на консультациях, конференциях, семинарах как она работает.
     Если модель удалась, она выводит заинтересованного Пользователя в "область возможных решений" за несколько минут, если говорить о работе с компьютерными программами-консультантами. Или за десятки минут при работе с "бумажными" методиками. Попадание в "Область возможных решений" не означает, что задача решена. Это означает, что целесообразно начать с полученных вариантов и усовершенствовать их. Согласитесь, это легче, чем "штурмовать" проблему с нуля. Разум - не свойство индивида, а свойство всего человеческого сообщества.

Рис.5

Рис.5.

     Работать с моделью должно быть достаточно просто - при разработке программ этому уделяется особое внимание. В идеале, программа должна содержать всего одно окно с минимумом элементов на нем - ведь ей придется работать у удаленного от нас на тысячи километров Пользователя. Здесь непригодны многоумные схемы с квадратиками и стрелочками, которые можно встретить во множестве учебников.

     Соколов Г. Б.: О чем Вы не рассказали в этом интервью?

     Викентьев И. Л.:
О том, как за год сделать новую методику, которая будет работать…


     Примечание 15.10.2003 г.:
     Интересующиеся классическим ТРИЗ в изложении Г.С. Альтшуллера могут загрузить бесплатную электронную книгу: "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы".


Литература по ТРИЗ

0. Альтшуллер Г. С., Как делаются открытия. Мысли о методике научной работы, http://www.triz-ri.ru/triz/triz03.asp

Данная публикация на сайте http://www.triz-ri.ru приводится на основании Авторского Договора № 1д/12/04/02 от 12 апреля 2002 г. с Правообладателями произведений Генриха Сауловича Альтшуллера - В. Н. Журавлевой и Ю. Е. Комарчевой. См. также сайт Официального Фонда Г.С. Альтшуллера: http://www.altshuller.ru

1. Альтшуллер Г. С., Как научиться изобретать, Тамбовское кн. изд-во, 1961 г.
2. Альтшуллеp Г. С., Основы изобретательства, Воронеж, "Центрально-Черноземное издательство", 1964 г.
3. Альтшуллеp Г. С., Алгоритм изобретения, 1-е изд.: М., "Московский рабочий", 1969 г.; 2-е изд., 1973 г.
4. Альтшуллеp Г. С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г.
5. Альтшуллеp Г. С., Селюцкий А. Б., Крылья для Икара, Петрозаводск, "Карелия", 1980 г.
6. Альтов Г., И тут появился изобретатель, 1-е изд., М., "Детская литература", 1984 г.; 2-е изд., 1987 г.; 3-е изд., перераб. и доп., 1989 г.
7. Альтшуллеp Г. С., Найти идею, Hовосибиpск, "Hаука", 1-е издание, 1986 г.; 2-е издание, 1991 г.
8. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач), Кишинев, "Каpтя Молдовеняскэ", 1989 г.
9. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М., Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности, Минск, "Беларусь" 1994 г.
10. Викентьев И. Л., Приемы рекламы и public relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 18 практических приложений, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-Пресса", 2001 г.
11. Викентьев И. Л., Современные методики творчества (обзор).
12. Викентьев И. Л., Методика оценки методик, см. Практическое приложение 18.
13. Викентьев И. Л., Морфологический анализ как способ решения бизнес-задач, см. Главу 18.
14. Викентьев И. Л., Три приема Максима Соколова, http://www.triz-chance.ru/m_sok.html
15. Викентьев И. Л. , Компьютерная программа "Приемы журналистики & public relations", см. Главу 20.
16. Викентьев И. Л., Лестница изобретений и ТРИЗ.
17. Викентьев И. Л., Несколько историй из жизни маэстро (о Гарри Гудини).
18. Дж. К. Джонс, Методы проектирования, М., "Мир", 1986 г.
19. Х. Зенгер, Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Знаменитые 36 стратагем за три тысячелетия, М., "Прогресс", "Культура", 1995 г.
20. Монахова Е., Бочкарев А., Лукомский А., Майоров А., Управление знаниями/Knowledge Management, еженедельник "PC Week/RE" 2001 г., N 8, с. 35-37.
21. Никитин Б. П., Гипотеза возникновения творческих способностей, 1969-1985, в кн.: Никитин Б. П., Никитин Л. А., Мы, наши дети и внуки, М., "Молодая гвардия", 1989 г., с. 253-300.
22. А. Холл, Опыт методологии для системотехники, М., "Советское радио", 1975 г.



     КОНТАКТ с АВТОРОМ:
     И.Л. Викентьев
     тел./факс: (812) 571-27-27, 970-27-27
     e-mail: info@triz-chance.ru


Информация о ближайших новых Встречах с Читателями портала VIKENT.RU: Творческие личности - Принципы творчества - Методики креатива:

- в Москве;

- в Санкт-Петербурге.


Вернуться к списку статей


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2003.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи