Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка
более 5000 Подписчиков
        Подписчиков






Тренинги креативного мышления

Online-лекции И.Л. Викентьева
о креативном мышлении

Тренинги, направленные на формирование умения взглянуть на проблемную ситуацию с непривычной точки зрения, на развитие креативности.

Условно их можно разделить на 2 основные категории:

- психологические;

- частично-алгоритмизированные (посвященные, например, освоению эвристических приемов, инструментов для решения творческих задач, разработанных специалистами)

К сожалению, нередко обещанный в рекламе "выход сознания на новый уровень" подменяется введением Слушателей в состояние физического или морального дискомфорта. Испытываемые неудобства, по мнению ведущих подобных тренингов, якобы служат доказательством "перестройки сознания"…

Кроме этого, на подобных тренингах скорее декларируется, чем реально происходит развитие креативного мышления учащихся... Вот типичный пример западного тренинга:

"Рассадите участников за столы группами по шесть-десять человек и попросите всех разуться. Затем несколько минут поговорите о том, что ощущают участники, сидя за столом на серьезной деловой встрече без обуви. Обсудите тот факт, что ходить без обуви вполне естественно дома и в отпуске, но обычно это не делают в деловой обстановке. Затем попросите участников попробовать выполнить несколько различных действий:

1. Попросите их обменяться обувью - на самом деле надеть чьи-то туфли. Попросите, чтобы они попытались добиться значительного изменения; например, пусть мужчины наденут женские туфли. Обсудите, что они при этом чувствуют. Поговорите о социальных нормах и о том, каково их слегка нарушать.

2. Затем попросите их положить туфли на стол перед собой. Пусть каждый немного посидит и посмотрит на всю эту обувь. Наблюдайте за признаками нервозности. Обычно участники переживают это как нечто неестественное, неудобное и антисоциальное. Поговорите о том, что они чувствуют, когда перед ними на столе лежат чьи-то туфли. Поговорите о том, как участники справляются с ощущением неудобства, обычно, пытаясь ослабить его. Но укажите, что усовершенствование подразумевает изменение, а изменение почти всегда приносит дискомфорт. Инновационное изменение должно на самом деле выходить за общепринятые рамки, что вызывает еще больший дискомфорт, и т. д.

3. Теперь объявите соревнование, в котором команда, построившая самое высокое сооружение из туфель, получит большой контракт. Победитель определяется путем измерения расстояния от поверхности стола до высшей точки любой туфли. Не обсуждайте соревнование подробно; просто сообщите, что должны сделать участники за четыре минуты, и скажите: "Начали!". Одно из решений могло бы состоять в том, чтобы самый высокий человек в группе встал на стол и положил одну туфлю себе на голову. Или вы можете придумать правило, согласно которому все туфли должны располагаться цепочкой, касаясь друг друга, наподобие электрической цепи.

Наблюдайте за тем, что делают участники во время выполнения этого упражнения, чтобы затем вы могли подробно обсудить это. Вы будете поражены творческими решениями, предложенными в группах. Отметьте, насколько быстро или медленно была решена задача в различных группах. Отметьте появление неформальных лидеров. Определите циклы строительства, разрушения и реконструкции и т. д. Просто наблюдайте. У Вас появится масса тем для обсуждения.

Выполнение задания с туфлями укрепляет команду. Участники не знали, что их попросят построить сооружение из туфель, но их постепенно подготавливали к этой идее. Это может быть хорошей стратегией при осуществлении инновационных идей.

Наибольшее неудобство причиняет то, о чем мы думаем слишком много; просто начните действовать, и ощущение дискомфорта значительно ослабнет. Это не воровство, когда вы берете идею из наблюдений за другой командой. Это обучение на основе чужого опыта при совершенствовании бизнеса.

При поиске решений часто полезно использовать самые неожиданные предметы. (Например, я однажды видел, что группа соорудила нечто похожее на дымоход из папок с материалами семинара, и затем заполнила этот дымоход, поставив сверху туфли. Всегда кто-нибудь снимает ремень, чтобы что-то к чему-то привязать, и т. д.)

Инновации часто происходят через циклы проб и ошибок, когда построенное разбирают, пробуют сделать иначе, и т. д. Редко бывает, когда люди просто сидят, думают о проблеме и вырабатывают решение в уме. Действие стимулирует мышление. Мыслительные процессы, задействованные в наиболее креативных подходах, часто сочетают в себе несколько идей и понятий".

Р.А. Уилсон, Квантовая психология, М., "София", 2006 г., с.72-73.

На момент написания данной статьи, Автору не известны примеры действительно небанальных задач, решенных после подобных тренингов мышления.

С более результативными и непсихологическими подходами можно ознакомиться здесь:

Викентьев И.Л., Современные методики творчества / креатива (обзор)

Викентьев И.Л., О сравнении психологических и методических подходов

Викентьев И.Л., Морфологический анализ, как способ решения творческих задач

Соколов Г.Б., Системы поддержки принятия решений


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2007.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи