"К жанрообразующим факторам относят:
- содержание произведения (тематика, проблематика);
- способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев;
- отношение автора к изображаемому;
- способы и приемы изображения, изобразительно-выразительные средства;
- стилевая манера (сравним дружеское или любовное послание и оду, эпиграмму и элегию, драму и комедию);
- пафос произведения;
- характер конфликтов и их развитие в сюжете. Журналистские жанры имеют свою внутреннюю логику развития, связанную с освоением журналистикой новых проблем, с расширением сферы ее интересов.
Журналистика эволюционировала от жанра информационной заметки, корреспонденции, статьи аналитического обзора и так далее. Литературные корни журналистики вызвали к жизни такие жанровые формы, как зарисовка, очерк, репортаж, путевой очерк, включающие элементы художественного творчества, а не только информирования. [...] Существует четко просматриваемая взаимосвязь между образом целевой аудитории, жанровыми предпочтениями издания, задачами (интересами) издания и имиджем издания. Например, интеллигенция - аналитика и прогностика - формирование мнений интеллектуальных элит - авторитетный публицистический журнал, любой элемент приведенной цепочки в значительной степени детерминирует остальные элементы, при этом жанровое своеобразие издания в значительной степени определяют ответы на следующие вопросы:
- как и с какой степенью полноты создается информационная модель события;
- на каких связях события с другими событиями фиксируется внимание читателя;
- осуществляется ли и по каким критериям оценка события;
- осуществляется ли прогнозирование событий;
- предлагаются ли формы действенного участия в развитии события (программирование реальности).
Содержание, документальная основа, целевая установка публикации задают проблему, определяют смысл выступления, его форму (жанр).
Публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента:
- сообщение о новости или возникшей проблеме;
- приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне);
- фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации.
Подобная структура позволяет разбить появляющиеся в прессе тексты на пять групп:
- оперативно-новостные - заметка во всех ее разновидностях;
- оперативно-исследовательские - интервью, репортажи, отчеты;
- исследовательско-новостные - корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;
- исследовательские - статья, письмо, обозрение;
- исследовательско-образные (художественно-публицистические) - очерк, эссе, фельетон, памфлет.
В качестве еще одного основания для различения жанров используют понятия "первичная реальность" (новость, факт, событие - для заметки или репортажа, явления, процессы, ситуации - для статьи или корреспонденции) и "вторичная реальность" (книги, фильмы, телепередачи - информационные явления, дающие повод для подготовки рецензий, обзоров печати).
К сожалению, в науке о журналистике единого мнения относительно понятия "жанр" в настоящее время не сложилось. Одни выделяют новостную журналистику, интервью, оперативное комментирование, репортерское расследование, а также аналитическую, художественную (эссе, очерк) и сатирическую (фельетон, памфлет, пародия, сатирическая реплика, сатирический комментарий) публицистику".
Калмыков А.А., Коханова Л.А., Интернет-журналистика, М., "ЮНИТИ-ДАНА", 2005 г., с. 137-138.
См. также:
Творчество в журналистике, журналистское мастерство
Викентьев И.Л., Приемы создания книг-бестселлеров
Программа "Приемы журналистики & public relations" (на основе 12500 источников)