Новости Новости
Статьи и методики Статьи и методики
Семинары по PR Семинары по PR
Литература Литература
Форумы Форумы
Демо-версии Демо-версии
Цены Цены
Комплектация Комплектация
Ваш заказ Ваш заказ
ТРИЗ-ШАНС ТРИЗ-ШАНС
Ссылки Ссылки
Рассылка Рассылка
более 5000 Подписчиков
        Подписчиков






Тренинг интеллекта, Тренинг интеллектуальный

Online-лекции И.Л. Викентьева
о развитии интеллекта

Обычно под интеллектом (от латинского "intellectus" - понимание, познание) подразумевают общие способности человека к развитию, решению проблем, определяющие успешность в деятельности.

В настоящее время широко распространенной является трактовка интеллекта как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социальную жизнь, успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. С этой точки зрения интеллект определяется как способность решать новые задачи на основе прошлого опыта.

Приведем характерный пример "тренировки интеллекта" в изложении западного автора:

"Упражнения:

1. Пусть группа поэкспериментирует с переводом следующих предложений со стандартного языка на язык-прим (в этом фрагменте описывается как тренингуется осознанность своих действий - Прим. Редактора сайта). Обратите особое внимание, из-за чего возникает несогласие или раздражение.

- Зародыш - уже человек.

- Оплодотворенная яйцеклетка - уже человек.

- Семя священно.

Семя драгоценно.

Если семя проливается напрасно

Боги приходят в гнев ("Монти Пайтон").

- Порнография - это убийство (Андреа Дворкин).

- Джон - гомосексуалист.

- Длина этого стола - четыре фута.

- Человеческий мозг - это компьютер.

- Когда я принял ЛСД, вся вселенная трансформировалась.

- Бетховен был параноиком, у Моцарта была маниакальная депрессия, а Вагнер был мегаломаном.

- Сегодня вторник.

- "Любовник Леди Чаттерлей" - сексистский роман.

- Мыши, крысы и кролики - грызуны.

- Пациент сопротивляется терапии.

- Грех и искупление-теологические фикции. Чувство греха и чувство искупления - реальные человеческие переживания (перефразировано из Людвига Витгенштейна).

2. Повторите еще раз эксперимент с камешком: передайте его по кругу, и пусть каждый постарается прочувствовать его, не складывая в мозгу никаких слов о камне.

3. Пусть каждый член группы поразмышляет над следующими предложениями, а затем выберет одно из них - то, которое ему (или ей) труднее всего произнести вслух:

- Моя мать была вечно пьяной шлюхой.

- Я отъявленный педик.

- Я лесбиянка и горжусь этим.

- Я всегда был трусом.

- Я боюсь быть один в темноте.

- Я был бы очень счастлив, если бы моя жена побыстрее подохла.

Пусть каждый из вас произнесет вслух ту фразу, которая вызывает у него самое сильное эмоциональное сопротивление.

Пусть все остальные наблюдают за тоном и "языком телодвижений" каждого члена группы, когда он старается произнести то, что боится произносить. Обратите особое внимание на улыбки (насколько искренними они кажутся?) и смущенное хихиканье.

Пусть группа обсудит, какой опыт получила она сегодня. Постарайтесь уделить особое внимание следующему вопросу: почему, изучив главу о различиях между словами и невербальным существованием, большинство из вас все еще боится определенных слов или идей. Отметьте, каким образом каждый член группы давал понять (тоном, жестами и т. д.), что на самом деле он вовсе не "имел в виду" то, что говорил. Сравните это с игрой хорошего актера, который мог бы произнести любое из этих предложений с полной убежденностью и убедительностью.

Вспомните знаменитый "эпизод с пенисом" из фильма "Рожденный четвертого июля" (когда Том Круз в роли парализованного ветерана пытается объяснить своей матери, что для него означает пожизненная импотенция). Посмотрите, как "искренен" и убежден он, когда кричит, что его пенис больше никогда не станет твердым, и как не хватает "искренности" вам, не проходившим школы актерского мастерства.

Каким образом актеры учатся преодолевать табу, которые управляют большинством из нас? Как вы считаете, сможет ли кто-нибудь из вас, с гетеросексуальной ориентацией, изобразить гомосексуалиста, как это когда-то сделал Брандо? Почему бы и нет? Обсудите это в группе".

Р.А. Уилсон, Квантовая психология, М., "София", 2006 г., с.114-115.

На момент написания данной статьи Автору не известны примеры действительно небанальных задач, решенных после подобных тренингов интеллекта.

С более результативными и непсихологическими подходами можно ознакомиться здесь:

Викентьев И.Л., Современные методики творчества / креатива (обзор)

Викентьев И.Л., О сравнении психологических и методических подходов

Викентьев И.Л., Морфологический анализ, как способ решения творческих задач

Соколов Г.Б., Системы поддержки принятия решений

Научно-методическая Конференция по креативности


Copyright © ООО "ТРИЗ-ШАНС", 2007.
Любое использование текстов и дизайна может
осуществляться лишь с разрешения ООО "ТРИЗ-ШАНС".
Основание: "Закон об авторских правах и смежных правах" PФ и международные нормы.
English
На главнуюПодписка на новостиДилерамФорумыТРИЗ-ШАНСПишите НовостиПодписаться на рассылкуСсылкиТРИЗ-ШАНСВаш заказКомплектацияЦеныДемо-версииФорумыЛитератураСеминары по PRСтатьи