В настоящее время широко распространенной является трактовка интеллекта как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социальную жизнь, успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. С этой точки зрения интеллект определяется как способность решать новые задачи на основе прошлого опыта.
Приведем характерный пример "тренировки интеллекта" в изложении западного автора:
"Упражнения:
1. Пусть группа поэкспериментирует с переводом следующих предложений со стандартного языка на язык-прим (в этом фрагменте описывается как тренингуется осознанность своих действий - Прим. Редактора сайта). Обратите особое внимание, из-за чего возникает несогласие или раздражение.
- Зародыш - уже человек.
- Оплодотворенная яйцеклетка - уже человек.
- Семя священно.
Семя драгоценно.
Если семя проливается напрасно
Боги приходят в гнев ("Монти Пайтон").
- Порнография - это убийство (Андреа Дворкин).
- Джон - гомосексуалист.
- Длина этого стола - четыре фута.
- Человеческий мозг - это компьютер.
- Когда я принял ЛСД, вся вселенная трансформировалась.
- Бетховен был параноиком, у Моцарта была маниакальная депрессия, а Вагнер был мегаломаном.
- Сегодня вторник.
- "Любовник Леди Чаттерлей" - сексистский роман.
- Мыши, крысы и кролики - грызуны.
- Пациент сопротивляется терапии.
- Грех и искупление-теологические фикции. Чувство греха и чувство искупления - реальные человеческие переживания (перефразировано из Людвига Витгенштейна).
2. Повторите еще раз эксперимент с камешком: передайте его по кругу, и пусть каждый постарается прочувствовать его, не складывая в мозгу никаких слов о камне.
3. Пусть каждый член группы поразмышляет над следующими предложениями, а затем выберет одно из них - то, которое ему (или ей) труднее всего произнести вслух:
- Моя мать была вечно пьяной шлюхой.
- Я отъявленный педик.
- Я лесбиянка и горжусь этим.
- Я всегда был трусом.
- Я боюсь быть один в темноте.
- Я был бы очень счастлив, если бы моя жена побыстрее подохла.
Пусть каждый из вас произнесет вслух ту фразу, которая вызывает у него самое сильное эмоциональное сопротивление.
Пусть все остальные наблюдают за тоном и "языком телодвижений" каждого члена группы, когда он старается произнести то, что боится произносить. Обратите особое внимание на улыбки (насколько искренними они кажутся?) и смущенное хихиканье.
Пусть группа обсудит, какой опыт получила она сегодня. Постарайтесь уделить особое внимание следующему вопросу: почему, изучив главу о различиях между словами и невербальным существованием, большинство из вас все еще боится определенных слов или идей. Отметьте, каким образом каждый член группы давал понять (тоном, жестами и т. д.), что на самом деле он вовсе не "имел в виду" то, что говорил. Сравните это с игрой хорошего актера, который мог бы произнести любое из этих предложений с полной убежденностью и убедительностью.
Вспомните знаменитый "эпизод с пенисом" из фильма "Рожденный четвертого июля" (когда Том Круз в роли парализованного ветерана пытается объяснить своей матери, что для него означает пожизненная импотенция). Посмотрите, как "искренен" и убежден он, когда кричит, что его пенис больше никогда не станет твердым, и как не хватает "искренности" вам, не проходившим школы актерского мастерства.
Каким образом актеры учатся преодолевать табу, которые управляют большинством из нас? Как вы считаете, сможет ли кто-нибудь из вас, с гетеросексуальной ориентацией, изобразить гомосексуалиста, как это когда-то сделал Брандо? Почему бы и нет? Обсудите это в группе".
Р.А. Уилсон, Квантовая психология, М., "София", 2006 г., с.114-115.