Тренинг интуиции
Online-лекции И.Л. Викентьева
о творческой интуиции
Слово интуиция происходит от позднелатинского "intuitio" - "созерцание" и означает способность человека принимать правильные решения "скачком", минуя промежуточные результаты, в том числе - логические рассуждения...
ПРИМЕР. Так, "…почти в каждой детективной новелле наступает такой момент, когда следователь собрал все факты, в которых он нуждается. Эти факты кажутся совершенно странными, непоследовательными и в целом не связанными. Однако великий детектив заключает, что в данный момент он не нуждается ни в каких дальнейших розысках и что только мышление приведет его к установлению связи между собранными фактами. Он играет на скрипке или, развалясь в кресле, наслаждается трубкой, как вдруг - "О Юпитер!" - эта самая связь найдена. Он не только имеет в руках объяснение всех обстоятельств дела, но он знает, какие еще определенные события должны случиться. Так как теперь он совершенно точно знает, где их искать, он может, если ему хочется, идти и находить дальнейшие подтверждения своей теории".
А. Эйнштейн, Л. Инфельд, Эволюция физики, М.; Л., "Гостехиздат", 1948 г.
Согласно взгляду, принятому рядом уважаемых Авторов, интуиция - это неосознаваемый или слабо-осознаваемый человеком процесс выявления и использования существующих закономерностей. См., например, материал об использовании литературных приемов:
Викентьев И.Л., Три приёма Максима Соколова
К сожалению, следует признать, что на современных психологических тренингах скорее декларируется развитие интуиции у учащихся, чем обеспечивается некий проверяемый результат, связанный, например, с решением действительно небанальных задач...
В пародийном виде это выглядит так:
"Интуитивность российского бизнеса заключается в том, что все действия проверяются интуицией, а не знаниями. "А давайте сделаем!" - "Давайте". - "Я чувствую: хорошо пойдет". - "Какой бизнес-план? Вы с ума сошли, я же чувствую". - "Черт, инвестиции нужны! Где бы мне их взять? Говорят, книжка хорошая есть но бизнес-планированию. Быстро напишешь, и банк даст. Нужно книжку найти". Нашел книжку, написал, банк дал денег, сделал, прогорел. "Черт!" - "Ну ты же чувствовал!" - "Плохие потребители. Клиенты плохие. Если бы не клиенты, мой бизнес существовал бы очень хорошо".
Иванов Л.А., Исследование рынка собственными силами, СПб, "Питер", 2006 г., с. 16.
См. также:
Викентьев И.Л., О сравнении интуитивных и методических подходов
Примеры небанальных задач, решаемых на Мастер-классе И.Л. Викентьева
Научно-методическая Конференция по креативности